Классы
Предметы

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

На этом уроке мы рассмотрим письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Вначале вспомним, как выполняется устное деление на числа, оканчивающиеся нулями, с помощью правила деления числа на произведение чисел. Далее рассмотрим письменное деление в столбик на числа, оканчивающиеся нулями.

Вступление

Вспомним, как выполнить устно деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Напоминание (устное деление на числа, оканчивающиеся нулями)

Рассмотрим частное чисел:

Воспользуемся правилом деления числа на произведение. Заменим делитель 80 на произведение чисел 10 и 8.

Число 560 удобно сначала разделить на второй множитель 10, а затем полученный результат разделить на первый множитель 8.

Деление чисел оканчивающихся нулем столбиком

Наши рассуждения можно записать столбиком.

Значением частного будет однозначное число. Чтобы разделить 560 на 80, разделим сначала 560 на 10, будет 56, а затем 56 разделим на 8:

Получаем 7 – столько единиц будет в значении частного.

Теперь 80 умножим на 7:

Деление выполнено без остатка.

Письменное деление чисел оканчивающихся нулем с остатком

Рассмотрим частное чисел

Значением частного будет однозначное число.

Разделим 568 сначала на 10, будет 56, а затем на 8, получим 7 – столько единиц будет в значении частного.

 Определим остаток, :

Остаток меньше делителя. Читаем ответ, значение частного – 7, остаток – 8.

Деление на сотни без остатка

Мы делили на десятки, теперь выполним деление на сотни. Выполним устное рассуждение, рассмотрим частное:

Воспользуемся правилом деления числа на произведение, для этого заменим делитель 900 удобными множителями:

Число 4500 удобно сначала разделить на второй множитель 100, а затем полученный результат разделить на первый множитель 9.

Эти рассуждения можно записать в столбик:

Значением частного будет однозначное число. Чтобы разделить 4500 на 900, сначала надо разделить на 100, будет 45, затем 45 разделим на 9, получится 5 – столько единиц будет в значении частного.

 – столько единиц разделили.

Деление выполнено без остатка.

Деление на сотни с остатком

Рассмотрим частное чисел:

Значением частного будет однозначное число. Разделим сначала 4612 на 100, получим 46, и 46 разделим на 9, это 5.

 

Остаток меньше делителя. Читаем ответ, значение частного – 5, остаток – 112.

Случаи деления, когда в частном получается двузначное число

Первое неполное делимое - 425 десятков, значит, в частном будет двузначное число. Чтобы найти частное , сначала разделим 425 на 10, получим 42, и полученное число 42 разделим на 5, получим 8 – столько десятков запишем в частное.

Узнаем остаток.  – столько десятков разделили.  – столько десятков осталось разделить.

Остаток меньше, чем делитель. Образуем второе неполное делимое – 250. Разделим его на 50. Для этого 250 сначала разделим на 10, получится 25, а затем 25 на 5, получится 5 – столько единиц будет в значении частного.

Определим, есть ли остаток.  – столько единиц разделили. .

Деление выполнено без остатка, значение частного – 85.

Рассмотрим следующее выражение.

Первое неполное делимое – 275 десятков. Значит, в значение частного будут две цифры. Чтобы разделить 275 на 40, разделим сначала это число на 10, будет 27, а теперь на 4, будет 6 – столько десятков будет в частном.

Определим остаток.  – столько десятков разделили.  – столько десятков осталось разделить.

Остаток меньше делителя. Образуем второе неполное делимое – 350 единиц. Разделим 350 на 40. Для этого разделим сначала 350 на 10, будет 35, а затем на 4, будет 8 – столько единиц будет в частном.

Узнаем остаток.  – столько единиц разделили.  – это остаток.

Остаток меньше делителя. Читаем ответ: значение частного – 68, остаток – 30.

Заключение

Мы учились выполнять деление письменно на числа, оканчивающиеся нулями.

 

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. – М.: 2013. – 96 с. + 128 с. +96 с.
  2. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2010.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большой задачник по математике. 4 класс. – М.: 2013. – 256 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Myshared.ru (Источник).
  2. Myshared.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Выполните деление в столбик: