Классы
Предметы

Чтение многозначных чисел

Данный урок поможет получить представление о теме «Чтение многозначных чисел», которая входит в школьный курс математики 5 класса. Учитель расскажет о том, как правильно читать многозначные числа, состоящие из тысяч, и как правильно записывать такие числа при помощи цифр.

Введение, знакомство с новым классом – классом тысяч

Если предметов много, то при счете используют не только знакомые вам счетные единицы: единицы, десятки, сотни – но и более крупные, например тысячи. Тысячи считают так же, как и простые единицы: одна тысяча, две тысячи, три тысячи, четыре тысячи и так далее.

Десять тысяч – это один десяток тысяч.

Десять десятков тысяч – это одна сотня тысяч.

Десять сотен тысяч – это тысяча тысяч, или миллион.

Составим таблицу классов и разрядов (рис. 1).

Рис. 1. Таблица классов и разрядов

Рис. 1. Таблица классов и разрядов

Вы знаете, что единицы, десятки, сотни составляют класс единиц, или первый класс. Единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч составляют класс тысяч, или второй класс. Еще раз посмотрите на таблицу: сколько разрядов в каждом классе? Проверьте: три разряда. Разряды первого класса: единицы, десятки, сотни. Разряды второго класса: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.

Чтобы прочитать многозначное число, его разбивают на классы, отсчитывая справа по три цифры, затем считают, сколько единиц каждого класса, начиная с высшего.

Пример

2 класс – класс тысяч

1 класс – класс единиц

Сотни

 тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

3

7

2

0

0

0

1

4

5

3

1

2

5

2

8

6

0

9

 

6

0

5

0

0

 

 

7

0

0

4

1. 

Три нуля в записи показывают отсутствие единиц первого класса. Название класса единиц не произносится. Читаем число с высшего класса: «триста семьдесят две тысячи».

2. 

В этом числе мы видим 145 единиц второго класса и 312 единиц первого класса. Читаем число с высшего класса: «сто сорок пять тысяч триста двенадцать».

3. 

В этом числе 528 единиц второго класса и 609 единиц первого класса. Читаем число: «пятьсот двадцать восемь тысяч шестьсот десять».

4. 

В данном числе 60 единиц второго класса и 500 единиц первого класса. Это «шестьдесят тысяч пятьсот».

5. 

В последнем числе 7 единиц второго класса и 4 единицы первого класса. Число «семь тысяч четыре».

Задание 1

Разбейте число на классы. Скажите, сколько в нем единиц каждого класса.

Отсчитаем справа у каждого числа три цифры.

1. 

В числе 5 единиц второго класса и 400 единиц первого класса. Читаем: «пять тысяч четыреста».

2. 

В числе 5 единиц второго класса и 432 единицы первого класса. Читаем: «пять тысяч четыреста тридцать два».

3.

В числе 61 единица второго класса и 209 единиц первого класса. Читаем: «шестьдесят одна тысяча двести девять».

4. 

В числе 61 единица второго класса и 290 единиц первого класса. Читаем: «шестьдесят одна тысяча двести девяносто».

5. 

В числе 500 единиц второго класса и 500 единиц первого класса. Читаем: «пятьсот тысяч пятьсот».

6. 

В числе 500 единиц второго класса и 5 единиц первого класса. Читаем: «пятьсот тысяч пять».

Задание 2

Запишите цифрами числа:

1. Сто восемь тысяч триста девять

2. Тридцать тысяч семьсот семьдесят

3. Восемь тысяч шестьсот

Решение

Многозначные числа записывают по классам, начиная с высшего. Чтобы записать цифрами число, например «сто восемь тысяч триста девять», сначала записывают, сколько всего единиц второго, высшего, класса в числе – 108, потом записывают, сколько всего единиц первого класса в числе.

Для числа «тридцать тысяч семьсот семьдесят» запишем количество единиц второго высшего класса в числе, их тридцать, и количество единиц первого класса в числе, семьсот семьдесят.

В числе «восемь тысяч шестьсот» 8 единиц второго класса и шестьсот единиц первого класса.

2 класс – класс тысяч

1 класс – класс единиц

Сотни

 тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

1

0

8

3

0

9

 

3

0

7

7

0

 

 

8

6

0

0

Задание 3

Прочитайте по-разному числа: 3754, 2900, 3970.

Решение

3754. Это число можно прочитать по-разному:

А) 3 тыс. 754 ед.

Название класса единиц обычно не произносится, поэтому прочитаем так: три тысячи семьсот пятьдесят четыре.

Б) 3 тыс. 7 сот. 5 дес. 4 ед.

Мы назвали количество единиц каждого разряда.

В) 37 сот. 5 дес. 4 ед.

Г) 37 сот. 54 ед.

Д) 375 дес. 4 ед.

Е) 3 тыс. 75 дес. 4 ед.

2. 2900.

А) 2 тыс. 9 сот.

Б) 2 тыс. 90 дес.

В) 29 сот.

Г) 290 дес. 

3) 3970.

А) 3 тыс. 9 сот. 7 дес.

Б) 3 тыс. 97 дес.

В) 3 тыс. 9 сот. 70 ед.

Г) 39 сот. 7 дес.

Д) 39 сот. 70 ед.

Е) 397 дес.

Свойство

Число, в котором есть единицы разных разрядов, можно заменить суммой разрядных слагаемых.

Задание 4

Замените суммой разрядных слагаемых числа:

1903

1903: 1 тыс. 9 сот. 3 ед.

 

407 020

407 020: 4 сот. тыс. 0 дес. тыс. 7 ед. тыс. 0 сот. 2 дес. 0 ед.

 

300 206

300 206: 3 сот. тыс. 0 дес. тыс. 0 ед. тыс. 2 сот. 0 дес. 6 ед.

 

164 800

164 800: 1 сот. тыс. 6 дес. тыс. 4 ед. тыс. 8 сот. 0 дес. 0 ед.

Замечание: если в разряде стоит ноль, его можно не писать, так как при прибавлении нуля получается то же число.

Заключение

Мы узнали, как читать и как записывать многозначные числа, и познакомились с новым классом – классом тысяч.

 

Список литературы

  1. Математика. 4 класс. Учебник в 2 ч. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. – 2009. – 128 с., 144 с.
  2. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. . 2-е изд., испр. – М.: 2013.; Ч.1 – 96 с., Ч.2 – 96 с., Ч.3 – 96 с.
  3. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2010.
  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большой задачник по математике. 4 класс. – М.: 2013. – 256 с.

 

Домашнее задание

  1. Прочитайте по-разному числа:

    5640

    100 634

    14 263

  2. Запишите цифрами числа:

    Сто сорок две тысячи триста пятнадцать

    Шесть тысяч восемь

    Двести пять тысяч триста восемьдесят шесть.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Samouchka.com.ua (Источник).
  3. Интернет-портал Nsportal.ru (Источник).