Классы
Предметы

Письменные приёмы умножения многозначных чисел

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Письменные приёмы умножения многозначных чисел

На данном уроке ученикам предлагается освоить тему «Письменные приемы умножения многозначных чисел». На конкретных примерах рассматривается умножение многозначных чисел на однозначное, а также использование этого приема при умножении величин.

Введение

На данном уроке будут рассмотрены письменные приемы умножения многозначного числа на однозначное число.

В предыдущих уроках было изучено умножение трехзначных чисел на однозначное «столбиком». Сначала выполняется умножение единиц, затем десятков, сотен и т. д. Умножение многозначного числа на однозначное число выполняется так же.

1. Пример

Например, 6427 умножаем на 3.
1. Для начала умножаем единицы:
7 единиц  3 единицы = 21 (записывается только 1, а 2 десятка записываются над десятками).
2. Затем умножаем десятки:

2 десятка ∙ 3 единицы = 6 десятков.

К этим 6 десяткам необходимо добавить 2 десятка, полученных при умножении единиц, и получится 8 десятков.

3. Теперь умножаем сотни:

4 сотни ∙ 3 единицы = 12 сотен (записываем 2 сотни, а 10 сотен = 1 тысяча, поэтому записываем ее над тысячами).
Умножаем тысячи:

6 тысяч ∙ 3 единицы = 18 тысяч + 1 тысяча (которая была получена при умножении сотен) = 19 тысяч.

Таким образом, мы получаем ответ:

 

2. Задание

Выполните умножение, записав вычисления столбиком: .

Решение

По переместительному свойству при перемене мест множителей значение умножения не меняется, поэтому .

Теперь «столбиком» умножаем оба числа:

1. Умножаем единицы:

3 единицы ∙ 4 единицы = 12 единиц (записываем 2 единицы, 10 единиц = 1 десяток, который записываем над десятками).
2. Умножаем десятки:
0 десятков ∙ 4 единицы = 0 десятков + 1 десяток (полученный при умножении единиц) = 1 десяток.

3. Умножаем сотни:

8 сотен ∙ 4 единицы = 32 сотни (записываем 2 сотни, а 30 сотен = 3 тысячи; их записываем над тысячами).
4. Умножаем тысячи:

1 тысяча ∙ 4 единицы = 4 тысячи + 3 тысячи (полученные при умножении сотен) = 7 тысяч.

5. Умножаем десятки тысяч:

2 десятка тысяч ∙ 4 единицы = 8 десятков тысяч.

Итого, ответ: .

3. Использование приемов при умножении величин

1. 2 км 175 м ∙ 6

В вычислениях значения величин принято выражать в одних единицах измерения, поэтому 2 км 175 м = 2175 метров.

Далее выполняем вычисления так же, как и с числами:

Ответ: 13 050 м или 13 км 50 метров.

вывод

На этом уроке мы изучили письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число. Также мы умножали величины на однозначное число.

 

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г. Математика 4 класс. Учебник в 3 частях, М.: 2013. Часть 1 96с., часть 2 128с., часть 3 96с.
  2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.
    Учебник. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978–5–09–023769–7.
  3. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. 2-е изд., испр. – М.: 2013.; Ч.1 – 96 с., Ч.2 – 96 с., Ч.3 – 96 с.

                                                                                        

Домашнее задание

  1. Выполнить умножение столбиком:
     ; ;
  2. Умножить на однозначное число следующие величины:
    4 км 647 м ∙ 7
    1 км 765 м ∙ 8
    10 км 97 м ∙ 3

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Nsportal.ru (Источник).