Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Деление многозначных чисел (в записи частного нули)

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Деление многозначных чисел (в записи частного нули)

Из-за того, что устно поделить многозначное число на однозначное трудно, можно воспользоваться приёмами письменного деления. Именно этот принцип лежит в основе сегодняшнего урока. Вы научитесь выполнять деление, в результате которого в записи присутствуют нули. На уроке вы решите много примеров и интересных заданий. Самостоятельно сможете правильно выбрать разряд, в который надо будет записывать ноль. Мы рассмотрим подробную и краткую форму записи деления столбиком.

Задание № 1 (начало)

Выполним письменно деление чисел (см. рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к заданию

Решение

1) Для того чтобы начать деление, надо определить первое неполное делимое и количество цифр в частном.

Правило

Для определения первого неполного делимого надо, начиная с высшего разряда, выделить в записи делимого такое число, при делении которого на делитель, получим однозначное число, не равное нулю.

Задание № 1 (продолжение)

Так, 2 не может быть первым неполным делимым. Поэтому выбираем число 26. Это число обозначает сотни – первая цифра в частном будет также обозначать сотни. Несложно догадаться, что всего цифр в частном будет три.

Вначале делим 26 сотен на 5 и получаем 5. Записываем это число на месте сотен. Чтобы узнать, какое число поделилось на пять без остатка, умножаем пять на пять,и получаем двадцать пять. Полученное произведение вычитаем от первого неполного делимого, и остаётся один. Далее сносим пять – разряд десятков. На месте второго числа в частном записываем три. Повторяем операцию: умножаем три на пять и получаем пятнадцать. Далее от пятнадцати вычитаем пятнадцать – остаётся ноль. Образуем третье неполное делимое, запишем ноль. Разделим ноль на пять. Получился ноль – это третье число, которое стоит на месте единиц в значении частного. Узнаем остаток, для чего умножим пять на ноль. Получился ноль, затем, вычтем ноль из нуля. Ответ «ноль» означает, что деление закончено.

Если записать кратко данное деление, то получим пример.

2) Разделим семьдесят пять тысяч на два. Первое неполное делимое будет семь, потому что семь больше, чем два, и при делении семи на два мы получим однозначное число, которое больше, чем ноль. Число семь относится к разряду десятков тысяч, а это означает, что общее число цифр в частном будет пять. При делении воспользуемся подробным алгоритмом, который описан в первом примере.

3) Выполним столбиком деление третьего примера. Выделим первое неполное делимое. Четыре меньше, чем делитель девять, поэтому при делении будет ноль и остаток. Так как число не может начинаться с нуля, необходимо в качестве первого неполного делимого взять большее число, например, сорок пять. Это число больше, чем делитель и при делении образует однозначное число, которое больше нуля. Так, первое неполное делимое сорок пять означает сорок пять сотен, поэтому в частном будет три цифры.

Обратите внимание, что второе неполное делимое два на девять делится, образуя ноль целых, поэтому на месте десятков в частном появляется ноль. Далее, сносим единицы и делим третье неполное делимое.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. : ил. – (Школа России).  Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. – М.: Ассоциация ХХІ век.
  2. Петерсон Л. Г. Математика, 4 класс. – М.: Ювента.

 

Домашнее задание

  1. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011, ст. 77 № 381, 387, 388.
  2. Расскажи правило, с помощью которого письменно делят многозначные числа на однозначные.
  3. Вспомни алгоритм письменного деления столбиком многозначного числа на однозначное.
  4. *Выполните деление столбиком. Сравните ответы в примерах а и б, а также в и г.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).
  2. Интернет-портал 5-bal.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Infourok.ru (Источник).