Классы
Предметы

Понятие скорости. Единицы скорости

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Понятие скорости. Единицы скорости

На этом уроке мы рассмотрим понятие скорости и единицы скорости. На примере конкретных задач придем к понятию скорости, дадим строгое определение этого понятия и выведем формулу для нахождения скорости. Узнаем, в каких единицах измеряется скорость и как переводить одни единицы измерения скорости в другие.

Рекомендуем родителям посмотреть урок «Измерение» и «Связь числа и геометрии. Часть 1. Измерения в геометрии. Свойства фигур»

Введение

Вы уже знакомы с такими величинами, как длина, масса, время. Теперь познакомимся с новой величиной – скоростью. Рассмотрим задачу.

Задача 1

Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние (Рис. 1). Сколько километров проходила эта машина за один час?

Рис. 1. Иллюстрация к задаче 1

Решение

Чтобы найти, какое расстояние машина проехала за один час, нужно все пройденное расстояние разделить на два.

 (км/ч)

Ответ: машина проходила за один час 80 километров.

Иначе можно сказать, что скорость движения машины – 80 километров в час. Сокращенно записывается так: 80 км/ч.

Определение

Скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени.

Единицей времени может бать одна секунда, одна минута или один час.

Примеры

Например, черепаха за минуту проползает пять метров, это значит, что скорость движения черепахи – пять метров в минуту, или 5 м/мин. Улитка за одну секунду может проползти один сантиметр, то есть скорость улитки – один сантиметр в секунду.

Правило

Чтобы узнать скорость движения, нужно расстояние разделить на время.

Пример 1

Космический корабль (рис. 2) пролетает 8 тысяч метров в секунду. Его скорость можно записать так: 8000 м/с.

Рис. 2. Космический корабль

Вы знаете, что 1000 м = 1 км. Значит, скорость космического корабля можно записать иначе. 8000 м/с = 8 км/с.

Задача 2

Автомобиль прошел за один час 80 км, а за другой час – 60 км. Найти среднюю скорость его движения.

Вы знаете, что, чтобы найти среднее арифметическое, нужно найти сумму и разделить на количество слагаемых.

Решение

1.  (км)

2.  (км/ч)

Ответ: средняя скорость движения автомобиля – 70 км/ч.

Задача 3

«Жигули» проехали 180 км за 2 ч, а «Запорожец» проехал это же расстояние за 3 ч. Какая машина ехала с большей скоростью? Найдите скорость движения каждого автомобиля.

Решение

Составим таблицу по условию задачи (рис. 3). Скорость движения автомобилей нам не известна. «Жигули» были в пути 2 часа, а «Запорожец» 3 часа. Расстояние автомобили проехали одинаковое – 180 км.

Рис. 3. Таблица движения автомобилей

Можно, не вычисляя скорости автомобилей, ответить на вопрос о том, какая машина ехала с большей скоростью. Так как «Жигули» были в пути меньше времени, чем «Запорожец», значит, их скорость больше скорости «Запорожца».

Найдем скорость каждого автомобиля и убедимся в верности рассуждений.

Чтобы найти скорость «Жигулей», нужно пройденное расстояние, 180 км, разделить на время в пути, 2 часа:

 (км/ч)

Чтобы узнать скорость движения «Запорожца», нужно пройденное расстояние, 180 км, разделить на время в пути, 3 часа:

 (км/ч)

Ответ: скорость движения «Жигулей» – 90 км/ч, это больше, чем скорость движения «Запорожца» – 60 км/ч.

Задание

Рассмотрите величины:

1.   м/мин

2.  м/с

3.   км/ч

Назовите наибольшую из представленных скоростей. Есть ли здесь равные скорости?

Чтобы сравнить величины, представим их в одних единицах времени.

6000 м/мин – это расстояние, пройденное за одну минуту, или за 60 секунд.  м/с. Значит,  м/мин =  м/с.

360 км/ч – это 360 км за 60 минут.  км/мин. Выразим величину в метрах. 1 км = 1000 м. Значит, 6 км/мин = 6000 м/мин, или 6000 метров за 60 секунд.  м/с.

Теперь мы видим, что самая большая скорость – 300 м/с. А 6000 м/мин и 360 км/ч – это равные величины.

Заключение

Вы познакомились с новой величиной «скорость движения», с ее разными единицами измерения и правилом, как найти скорость: чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.

 

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. – М.: 2013. – 96 с. + 128 с. +96 с.
  2. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2010.
  3. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. . 2-е изд., испр. – М.: 2013.; Ч.1 – 96 с., Ч.2 – 96 с., Ч.3 – 96 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Slideshare.net (Источник).
  2. Slideshare.net (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Решите задачи на нахождение скорости

  1. Самолет за три часа пролетает 840 км, а вертолет такое расстояние преодолевает за 7 часов. Найдите скорость самолета и вертолета.
  2. Машина преодолевает 30 километров за полчаса. Найдите скорость машины и выразите ее в км/ч.