Классы
Предметы

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

На этом уроке вы вспомните распределительное и переместительное свойства умножения. Повторите, как умножают трехзначные числа на однозначные числа устно. Научитесь выполнять письменно умножение таких чисел. Сможете решить много интересных, развивающих заданий. Решите большое количество примеров для закрепления полученных навыков. Все желающие смогут научиться на практике применять приемы письменного умножения.

Рекомендуем родителям посмотреть урок  «Часть 1. Натуральные числа. Целые числа»

Распределительное свойство умножения

При умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое в отдельности и полученные результаты сложить.

Задание № 1

Вычислите значения выражений.

1.                  2.

Решение: 1. Заменим первый множитель суммой разрядных слагаемых. Умножим каждое слагаемое, а полученные результаты сложим.

2. Воспользуемся распределительным свойством умножения.

3. Решим первый пример столбиком. Для этого запишем второй множитель под единицами. Черта означает знак «равно».

4. Решим второй пример в столбик. При таком умножении начинать надо с единиц.

Вывод: при умножении трехзначного числа на однозначное число столбиком второй множитель надо записывать под единицами первого множителя. Черта заменяет знак «равно». Начинать умножение надо с единиц, потом умножать десятки и в конце – сотни.

Задание № 2

Вычислите значения произведений.

1.                  2.                  3.

Решение: 1. Воспользуемся переместительным свойством умножения – от перестановки множителей произведение не меняется, поэтому поменяем множители местами. Умножение выполним столбиком.

2. Решим второй пример. Запишем четыре под единицами первого множителя. Вспомним о том, что при письменном умножении необходимо начинать с единиц, потом умножать десятки, и в конце – сотни. Также необходимо учесть, что черта под числами означает знак «равно».

3. При решении третьего примера поступим аналогичным образом и тоже поменяем местами множители.

Итог

Если умножать трехзначные числа на однозначные числа устно трудно, то можно умножить их столбиком (рис. 1).

1. Помните о том, что, выполняя умножение

столбиком, нужно начинать умножение с

единиц. Затем умножают единицы разряда

десятков. После – единицы разряда сотен.

2. Если нужно умножить однозначное число на

трехзначное число, то можно воспользоваться

переместительным свойством умножения:

поменять множители местами и выполнить

умножение столбиком.

Рис. 1 (Источник)

 

Список литературы

  1. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. : ил. – (Школа России).  Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. – М.: Ассоциация ХХІ век.
  2. Петерсон Л.Г. Математика, 4 класс. – М.: Ювента.

 

Домашнее задание

  1. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011, ст. 6 №11, ст. 10 № 34.
  2. Повторите распределительное и переместительное свойства умножения.
  3. Умножьте числа устно и письменно.
    а)                  б)
  4. * Вычислите произведение.
    а)     б)     в)     г)  

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Kids.to-var.com (Источник).
  2. Интернет-портал Igraemsami.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Math-prosto.ru (Источник).