Классы
Предметы

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

На этом уроке мы рассмотрим письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Узнаем, как правильно умножать подобные числа в столбик, как можно использовать правило умножения числа на произведение чисел для облегчения умножения. Решим несколько примеров обеими способами.

Пример 1

Рассмотрим выражение: . Воспользуемся правилом умножения числа на произведение чисел, для этого заменим число 20 на произведение чисел 2 и 10, получим:

Удобно сначала умножить 134 на первый множитель, а затем получившийся результат умножить на второй множитель, ведь второй множитель – круглое число.

Умножение данного выражения можно записать столбиком. Для этого число 20 запишем таким образом, чтобы цифра 2 оказалась под единицами первого множителя:

Число 20 – это 2, умноженное на 10, умножим сначала число 134 на 2, не обращая внимания на ноль. 4 единицы умножить на 2 – 8 единиц, 3 десятка умножить на 2 – 6 десятков, и 1 сотня умножить на 2 – 2 сотни, получаем результат:

Умножим его теперь на второй множитель 10 и получим ответ:

Ответ: 2680.

Пример 2

Рассмотрим выражение: . Воспользуемся правилом умножения числа на произведение чисел, для этого заменим число 400 произведением чисел 4 и 100:

При умножении числа на произведение чисел можно умножить сначала число на первый множитель, а затем получившийся результат умножить на второй множитель.

При записи вычислений в столбик запишем число 400 так, чтобы цифра 4 была под цифрами единиц первого множителя.

Умножим 316 на 4, не обращая внимания на нули.

, 4 записываем, 2 десятка запоминаем.

Далее, , и еще два запоминали, записываем .

И сотни: .

Теперь умножим результат на второй множитель 100, для этого достаточно приписать два нуля:

Ответ: 126 400.

Пример 3

Рассмотрим частный случай умножения, когда оба множителя заканчиваются нулями.

530 – это 53 десятка. Заменим число 300 на произведение чисел 3 и 100:

Умножим 53 десятка на первый множитель 3, а затем получившийся результат умножим на второй множитель 100, получим:

При записи умножения в столбик запишем число 300 таким способом, чтобы цифра 3 оказалась под цифрой десятков первого множителя.

Умножим 53 на 3, не обращая внимания на нули.  – это единицы,  – это десятки.

То есть, 53 дес. умножили на 3 и получили 159 дес. Теперь умножим на второй множитель 100. Для этого припишем два нуля.

Получили 15 900 дес. Перенесем один ноль, получим 159 000:

Ответ: 159 000.

Заключение

Мы сегодня учились выполнять письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями.

 

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. – М.: 2013. – 96 с. + 128 с. +96 с.
  2. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2010.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большой задачник по математике. 4 класс. – М.: 2013. – 256 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Festival.1september.ru (Источник).
  2. Myshared.ru (Источник).
  3. Infourok.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Выполните умножение в столбик: