Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Основное свойство дроби (Слупко М.В.)

Данный урок интересный и полезный. Интересный он потому, что сегодня вы узнаете, как сравнивать дроби, что значит увеличить или уменьшить дробь в несколько раз, как это сделать, проводя операции с числителем или знаменателем. Полезный этот урок потому, что вы сможете применить данные знания в реальной жизни, например, вычислите, сколько занимает какая-то дробь от целого, сможете сравнивать части от числа между собой.

Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть урок «Часть 2. Дроби. Рациональные числа»

Пример № 1 Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

Рассмотрим дробь . У данной дроби знаменатель 5 – это значит, что объект разделили на пять частей. А числитель 2 указывает на то, что взяли только две части (рис. 1).

Рис. 1.

Например, определим  от ста рублей:

 (руб.)

Посмотрим на дробь . Эта дробь состоит из таких же долей, что и предыдущая (), но берем мы их четыре (рис. 2).

Рис. 2.

Вычислим  от ста рублей:

 (руб.)

Итак, и , и  состоят из частей , только в первом случае мы взяли 2 таких части, а во втором – 4, поэтому , причем ровно в 2 раза.

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями, большая та, у которой числитель больше.

Пример № 2 Увеличение числителя

На уроке математики учитель написала на доске дробь и спросила, что произойдет, если числитель увеличить в два раза (рис. 3). 

Рис. 3. Иллюстрация к примеру (Источник) 

Решение

1. Умножим числитель на два:

2. По аналогии с первым примером можно сказать, что дробь  в два раза больше, чем . Объяснением тому, послужит следующее утверждение. Обе эти дроби состоят из одинаковых частей ( только в первом случае было пять частей – числитель пять, а во втором в два раза больше – числитель десять.

Задание № 1 Увеличение числителя

Увеличьте дроби в три раза: , , .

Решение

1. Чтобы увеличить дробь в несколько раз, нужно числитель умножить на это количество раз.

2. Умножим восемь на три и получим дробь:

3. Умножим числитель последней дроби на три:

Пример № 3 Уменьшение числителя

Уменьшим дробь  в два раза. Для этого разделим числитель на два.

Проанализируем данную операцию. После того как мы разделили числитель на два, сама дробь уменьшилась в два раза.

Задание № 2 Уменьшение числителя

Уменьшите дроби в четыре раза: , , .

Решение

1. Чтобы уменьшить дробь в определенное количество раз, необходимо числитель разделить на это количество. Следовательно, восемь – числитель первой дроби – надо разделить на четыре.

2. Аналогично поступаем и со второй дробью.

3. Для решения разделим 100 на 4 и получим новую дробь:

Сделаем вывод: если числитель дроби увеличить в несколько раз, то сама дробь увеличится в это количество раз. Так, если числитель дроби уменьшить в какое-то количество раз, разделить на определенное число, то сама дробь уменьшится в это количество раз.

Пример № 4 Сравнение дробей с одинаковыми числителями

Рассмотрим две дроби:  и . Какая больше, а какая меньше? Найдем  и  от 100 рублей.

 (руб.)

Теперь можно сравнить полученные числа.

 

Так,  больше, чем  в два раза.

Из двух дробей с одинаковыми числителями большая та, у которой знаменатель меньше.

Пример № 5 Увеличение знаменателя

На уроке математики учитель (рис. 4) написала дробь и спроси, что произойдет, если знаменатель увеличить в два раза. 

Рис. 4. Иллюстрация к примеру (Источник) 

Решение

1. Умножим знаменатель на два.

2. Проанализируем. Так, новая дробь, в два раза меньше, чем исходная, .

Задание № 3 Увеличение знаменателя

Уменьшить дроби в три раза, изменив знаменатели: , , .

Решение

1. Чтобы уменьшить дроби в три раза, необходимо умножить их знаменатели на три.

2. Умножим двенадцать на три.

3. Проделаем такую же математическую операцию и с последней дробью.

Пример № 6 Уменьшение знаменателя

Уменьшим знаменатель  в два раза.

Теперь видим, что  в два раза меньше, чем .

Задание № 4 Уменьшение знаменателя

Увеличь дроби в четыре раза, изменив знаменатели: , , .

Решение

1. Для увеличения дроби в четыре раза путем изменения знаменателя необходимо знаменатель разделить на четыре:

2. Разделим на четыре знаменатель второй дроби:

3. Увеличим последнюю дробь в четыре раза:

Таким образом, уменьшая знаменатель в некоторое количество раз, мы увеличиваем саму дробь в это количество раз. Увеличиваясь в знаменателе в несколько раз, дробь уменьшается в это количество раз.

Обратим внимание на то, что, меняясь в числителе, дробь меняется в ту же сторону. Изменяясь в знаменателе, дробь меняется в обратную сторону.

 

Пример № 7 Умножение и деление дроби на одно и то же число

Рассмотрим дробь . Умножим и числитель, и знаменатель на два.

Теперь проанализируем, как изменилась дробь. Увеличиваясь в числителе в два раза, дробь должна увеличиваться в два раза, а увеличение знаменателя в два раза должно приводить к уменьшению дроби в два раза. Получается, что дробь одновременно увеличивается и уменьшается в два раза – это приводит к тому, что дробь не меняется.

Проверим данное утверждение. Вычислим каждую дробь от 100 рублей.

 (руб.)

 (руб.)

Следовательно, две дроби равны:

Таким образом, если одновременно и числитель, и знаменатель умножить на одно и то же число, то дробь не изменится.

1. Разделим числитель и знаменатель  на 2, 4, 8 и 16.

Одновременное деление числителя и знаменателя на одно и то же число не изменяет дробь. Следовательно, все полученные дроби равны друг другу.

Выводы

Подытожим полученные знания. 

1. Если числитель дроби увеличить/уменьшить в несколько раз, то сама дробь увеличится/уменьшится во столько же раз соответственно:

 больше в с раз, чем

 меньше в с раз, чем  

2.  Если знаменатель дроби увеличить/уменьшить в несколько раз, то дробь уменьшится/увеличится во столько же раз соответственно:

 меньше в с раз, чем

 больше в с раз, чем  

3. Если и числитель, и знаменатель дроби умножить или разделить на определенное число, которое не равно нулю, то дробь от этого не изменится. Такие дроби называют эквивалентными:

 

Список литературы

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 288 с. : ил. 
  2. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс. – М.: Мнемозина.
  3. Истомина И.Б. Математика, 6 класс. – М.: Ассоциация ХХI век.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School-assistant.ru (Источник).
  2. Solverbook.com (Источник).
  3. Math-prosto.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013., стр. 34–35 чит., выучить правила, стр. 36 № 216, 217.
  2. Увеличьте числители дробей в 3, 7 и 9 раз: , , .
  3. Уменьшите числители дробей в 2, 3 и 5 раз: , , .    
  4. Увеличьте знаменатели дробей в 1, 4 и 6 раз: , , .
  5. Уменьшите знаменатели дробей в 2, 4 и 7 раз: , , .
  6. * Укажите по три эквивалентные дроби данным.
    а)                   б)                  в)                г)