Классы
Предметы

Система права РФ

В ходе урока все желающие смогут самостоятельно изучить тему «Система права РФ». На нем мы рассмотрим, как осуществляется система права в Российской Федерации, которая относится к романо-германской (континентальной) правой системе. Такая система права подразумевает жесткую иерархию, у которой есть свои ограничения.

Тема: Человек и право

Урок: Система права РФ

1. Введение

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – «Система права РФ». Если в течение предыдущих уроков мы говорили о праве вообще, то сегодня мы рассмотрим эту информацию применительно к Российской Федерации.

В настоящее время в мире существуют две основные системы права – романо-германская, называемая также континентальной, и англосаксонская. Российское право относится к романо-германской системе, а значит, в ней существует жесткая иерархия источников права, которую возглавляет конституция. Рассмотрим иерархию источников российского права.

На первом, самом высоком, уровне находится Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой. Это означает, что ни один источник права, ни одна правовая норма не может действовать, если она противоречит Конституции РФ. Конституция сама по себе составляет целую отрасль права – конституционное право, о котором мы поговорим позже.

На втором уровне находятся вступившие в силу международные договоры Российской Федерации. До момента вступления в силу они в обязательном порядке проходят проверку на соответствие положениям Конституции РФ. Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». С другой стороны, любой договор должен быть ратифицирован. В российской правовой системе ратификация международного договора оформляется федеральным законом. Ратификация (лат. ratificatio от ratus – решённый, утверждённый + facere – делать) – процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон.

Третий уровень занимают федеральные конституционные законы, или, сокращенно, ФКЗ. Они принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ. Например, 70-я статья гласит: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». Нот и текста гимна в Конституции нет, но они содержатся в принятых федеральных конституционных законах.

Другой пример. Пункт 3 статьи 128 Конституции РФ гласит: «Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом». Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ» был принят еще в 1994 году (рис. 1), а остальные федеральные конституционные законы до сих пор не рассмотрены Государственной Думой.

ФКЗ о Конституционном суде

Рис. 1. ФКЗ о Конституционном суде

Четвертый уровень составляют федеральные законы. Они принимаются как по вопросам, указанным в Конституции, так и по вопросам, которые Конституция не рассматривает. Дело в том, что за почти 20 лет, прошедшие с момента принятия действующей Конституции РФ, в нашей жизни появились многочисленные явления, которых раньше попросту не существовало. Например, появился Интернет, а в связи с ним – новые обстоятельства заключения договоров, такие явления, как электронные торги, электронная подпись, электронные средства массовой информации и даже, к сожалению, преступления, совершаемые через электронные сети. Все это требует принятия федеральных законов.

На пятом уровне находятся указы Президента РФ, а на шестом – постановления Правительства России. Поскольку Президент является главой государства, его указы в иерархии российского права стоят выше, чем нормативные документы Правительства, так как оно возглавляет только систему исполнительной власти.

Важно отметить, что указы Президента и Постановления Правительства обязательно согласовываются со всеми федеральными законами, международными договорами и, конечно, с Конституцией РФ. Если между источниками права разных уровней обнаруживается несовпадение, прекращается действие той нормы, которая стоит ниже в иерархии права. За этим специально следит Конституционный Суд РФ. Например, в 2005 году Конституционный суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента РФ закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Если бы этого не было сделано, закон был бы отменен.

Конечно, существуют и другие ступени иерархии права. Седьмыми будут приказы министров и руководителей государственных служб, ниже – решения коллегий министерств и распоряжения чиновников следующего звена. Все эти уровни объединяет с указами Президента и постановлениями Правительства то, что они должны обязательно соответствовать федеральным законам.

Таким образом, первые четыре уровня в иерархии российского права составляют законы. Они принимаются парламентом или народом (Конституция РФ была принята всенародным голосованием) и обладают высшей юридической силой. Все остальные источники права называются подзаконными актами. Они издаются президентом РФ и органами исполнительной власти в рамках их полномочий.

Законы

Подзаконные акты

Принимаются парламентом или народом и обладают высшей юридической силой

Издаются президентом РФ и органами исполнительной власти в рамках их полномочий.

Хотя законы могут приниматься и самим народом в ходе референдума, подавляющее большинство законов принимаются Государственной Думой РФ. Референдум – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Рассмотрим подробнее стадии законотворческого процесса в Российской Федерации.

Для того чтобы закон был принят, необходимо сначала написать его проект. Но направить проект закона в Государственную Думу могут не все. Пункт 1 статьи 104 Конституции РФ гласит: «Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения».

Запомнить, кто обладает правом законодательной инициативы, несложно. Это Президент РФ (как глава государства), органы, возглавляющие три ветви федеральной власти в РФ, а также региональные парламенты.

Вы можете спросить: неужели демократично, что граждане РФ сами по себе не могут выступить с проектом какого-нибудь закона? Во-первых, регламент Государственной Думы требует, чтобы все документы, официально поступающие на ее рассмотрение, публично обсуждались депутатами. В России около 145 миллионов жителей, и даже если каждый тысячный из них напишет и пошлет в нижнюю палату парламента какой-либо документ, Государственная Дума будет рассматривать их несколько лет подряд. А во-вторых, возможность заставить Государственную Думу рассмотреть ваш законопроект все-таки существует. Его нужно отправить в приемную Президента, какому-либо депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации, которому вы доверяете; если они сочтут нужным, то вынесут ваш законопроект на рассмотрение Государственной Думы от своего имени. Деньги за это, правда, не положены ни им, ни вам (рис. 2).

Процедура законотворчества в РФ

Рис. 2. Процедура законотворчества в РФ

После того, как закон пройдет утверждение в Совете Федерации, он поступает на подпись к Президенту РФ. Президент может подписать, а может не подписать данный закон. Во втором случае говорят, что Президент применил свое право отлагательного вето, или просто право вето. В этом случае также создается согласительная комиссия – с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и представителей Администрации Президента РФ.

Если же Государственная Дума и Совет Федерации не пожелают идти на уступки Президенту, отлагательное вето можно преодолеть. Обратимся к Конституции РФ. Пункт 3 статьи 107 гласит: «Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию».

Это значит, что депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации могут преодолеть президентское вето двумя третями голосов. В новейшей истории России такое было всего один раз. В 1994-1995 годах президент России Б. Н. Ельцин неоднократно предпринимал попытки вернуть так называемые трофейные произведения искусства (в международном и гражданском праве такое действие называется реституцией). Реституция (в международном праве) – форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путём восстановления состояния, существовавшего до его совершения. В 1996 году Государственная Дума после продолжительных дебатов приняла федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», в котором запрещалось проведение реституции. Ельцин отказался подписать этот закон, однако парламенту удалось преодолеть президентское вето.

Есть некоторые различия в процедуре принятия федерального конституционного закона и федерального закона. Рассмотрим их в виде таблицы. Если для принятия и одобрения федерального закона требуется простое большинство голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то для федерального конституционного закона этого уже недостаточно. Такая разница связана с тем, что федеральные конституционные законы, как мы уже видели, занимают более высокое место в иерархии российского права.

Предпоследней стадией законотворческого процесса является опубликование закона. Конституция РФ гласит, что неопубликованные законы не действуют. Закон публикуется не в любых СМИ, а в одной из двух газет – «Российской газете» или «Парламентской газете», а также в журнале «Собрание законодательства Российской Федерации». Закон вступает в силу не сразу, а только через 10 дней с момента опубликования. Этот срок необходим, чтобы все заинтересованные лица ознакомились с текстом закона; в России действует презумпция знания права, согласно которой незнание закона не освобождает от ответственности.

Итак, мы рассмотрели с вами структуру российского права и убедились, что механизм его действия детально прописан в тексте Конституции РФ. Однако Конституция содержит и другие правовые нормы, определяющие общий характер государства, механизм формирования и функционирования его важнейших органов. Этому вопросу будет посвящено наше следующее занятие. А наш урок окончен. Спасибо за внимание.

Правовые системы

Главное различие между системами заключается в принципе формирования правовых норм. В странах, где существует романо-германская правовая система, существуют писаные конституции, содержащие высшие правовые нормы. В странах англосаксонской системы писаных конституций либо нет вообще (как в Англии), либо они очень невелики по объему и описывают лишь самые общие принципы функционирования государства (как, например, в Конституции США).

 

Романо-германская правовая система

Англосаксонская правовая система

Главные источники права

Писаные конституции и своды законов – кодексы

Нормы права справедливости и прецеденты

Функции суда

Судьи – «говорящие уста закона»

Судьи – создатели норм прецедентного права

Мы уже говорили о таком источнике права, как прецедент. Он не действует не только в России, но и в других странах континентального права. Таким образом, судьи не могут создавать универсальные правовые нормы сами, а должны четко следовать уже существующим законам. Поэтому их иногда называют «говорящими устами закона». В англосаксонской правовой системе судьи сами создают прецеденты, и их роль в правотворчестве гораздо выше.

Вспомните мюзикл «Чикаго». Главную героиню, Рокси Харт, обвиняют в убийстве ее любовника. Сама Рокси Харт этого не отрицает, но суд принимает решение о ее невиновности.

Российский суд наверняка нашел бы смягчающие обстоятельства, но приговор наверняка был бы обвинительным; американский суд принял иное решение. Сразу после вынесения приговора другая женщина застрелила мужчину прямо на пороге суда. Скорее всего, она сошлется впоследствии на приговор по делу Рокси Харт как на прецедент.

Российские гимны

За всю историю в России существовало 6 гимнов.

Первый из них был официально утвержден в 1833 году по образцу английского гимна «God Save the Queen» и назывался «Боже, Царя Храни». Автором слов был известный поэт В.А.Жуковский.

В 1917 году этот гимн явно стал неактуален, и после Февральской революции в течение нескольких месяцев его роль играла «Марсельеза» – государственный гимн Франции.

После прихода к власти большевиков официальным гимном стал «Интернационал» – гимн международного социалистического движения.

В 1944 году появился первый гимн собственно СССР – «Гимн Советского Союза» на музыку Александрова и слова Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

В 1992 году был принят новый гимн – теперь гимн Российской Федерации. За основу была взята музыка Глинки.

Однако за восемь лет текст гимна так и не удалось написать. Гимны без слов в современной практике существуют; такой гимн, к примеру, у Испании. Однако в 2001 году было принято решение создать новый текст на старую музыку Александрова. Текст создал все тот же Сергей Михалков, и именно он звучит при исполнении гимна сегодня.

Самый долгий и самый короткий законопроект

Процедура принятия закона сложна и продолжается довольно долго. Нередко от внесения законодательной инициативы до вступления закона в силу проходят месяцы и даже годы. Абсолютным рекордсменом по этому показателю можно считать федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Он был принят Государственной Думой к рассмотрению еще в конце 1996 года и вступил в силу в самом начале 2005 года.

Федеральный закон

«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Принят Государственной Думой в первом чтении 24 октября 1996 года

Направлены замечания Президента РФ по доработке текста 4 декабря 1996 года

Принят Государственной Думой во втором чтении 6 июня 1997 года

Возвращен ко второму чтению 20 июня 1997 года

Попытка принять во втором чтении 20 мая 1999 года

Попытка принять во втором чтении 23 ноября 1999 года

Принят Государственной Думой во втором чтении 6 июля 2000 года

Принят Государственной Думой в третьем чтении 19 июля 2000 года

Отклонен Советом Федерации 26 июля 2000 года

Создание согласительной комиссии 20 сентября 2000 года

Принят Государственной Думой в третьем чтении в редакции согласительной комиссии 21 марта 2001 года

Одобрен Советом Федерации 4 апреля 2001 года

Отклонен Президентом РФ 18 апреля 2001 года

Создание согласительной комиссии 7 июня 2001 года

Принят Государственной Думой в третьем чтении в редакции согласительной комиссии 26 ноября 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

Подписан Президентом РФ 20 декабря 2004 года

Опубликован 23 декабря 2004 года

Вступил в силу 3 января 2005 года

 

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.