Классы
Предметы

Деятельность

С помощью этого видеоурока пользователи смогут познакомиться с темой «Деятельность». В современной философии действует так называемый деятельностный подход, согласно которому сознание появляется и проявляется только в деятельности. На этом занятии вы сможете более подробно изучить эту тему, рассмотрев причины возникновения деятельности, ее особенности.

Тема: Человек

Урок: Деятельность

1. Введение

Здравствуйте. Наши последние уроки были посвящены теме «Сознание». Мы говорили с вами о том, что в современной философии наиболее распространен так называемый деятельностный подход, согласно которому сознание возникает только в процессе деятельности. Именно деятельность будет темой этого и следующего уроков.

Деятельностью в философии и социальной психологии называют целенаправленную активность, характеризующуюся преобразованием окружающей среды и самого человека.

Таким образом, деятельность обязательно должна предполагать цель. Нецеленаправленные действия деятельностью считать нельзя. Например, во время паники люди предпринимают действия, никак не оправданные с точки зрения разума; можно сказать «панические действия», но нельзя сказать «паническая деятельность». В свою очередь, если цель поставлена, но никакие активные действия не предприняты, деятельностью это также считать нельзя.

Важно отметить, что любая деятельность должна носить преобразовательный характер. Если в результате действий никаких изменений не произошло, это также невозможно считать деятельностью.

Есть и другое, менее распространенное определение: «Деятельность – это совокупность взаимосвязанных действий, побуждаемых потребностями и направленных на достижение цели».

В этом определении не так хорошо показана сущность деятельности, но даны основные элементы ее структуры (рис. 1). Давайте их рассмотрим.

Структура деятельности

Рис. 1. Структура деятельности

Мотивы деятельности человека определяются не только его потребностями, но также убеждениями и социальными установками. Нередко бывает, что у человека нет явной потребности в действии, но его мотивы сформировались под влиянием общества. Так, вы ходите в школу не только для того, чтобы удовлетворять свою потребность в знаниях; на вас действуют социальные установки на получение образования (их в первую очередь создает семья), а также убеждение в полезности образования. Если семья не будет требовать от вас посещения школы, не исключено, что вы начнете ее прогуливать. Ребенок в третьем или в пятом классе, пока у него еще не сформировалось убеждение в полезности образования, скорее всего, так и сделает.

Тем не менее ведущую роль в формировании мотивов нашей деятельности играют потребности. Традиционно потребностями называют переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо.

В современной философии выделяют три группы потребностей. Биологические (материальные) – это потребности в еде, сне, движении. Они есть даже у животных. Социальные потребности – это потребности, порожденные обществом; среди них чаще всего называют потребности в общении и самореализации. Наконец, идеальные (духовные) потребности формируются в ходе самой деятельности человека: к ним относятся потребности в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысла и предназначения своего существования.

Можно задать вопрос: потребности какого вида являются наиболее важными? Очевидно, что человек не может выжить без удовлетворения своих биологических потребностей. Но насколько можно считать человеком и тем более личностью существо, которое только ест, пьет и спит? Физиологические потребности не в состоянии создать общество, культуру, науку, они сами по себе не дают человеку возможности развиваться. У человека, который находится в условиях изоляции от общества, быстро теряет все потребности, кроме физиологических. О таком человеке говорят, что он оскотинивается.

По потребностям человека и общества можно даже определить уровень их развития. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей (чем более развито общество, тем их больше) и возможность их удовлетворения. В философии и экономике анализируют закон возвышения потребностей: потребности человека безграничны и постоянно растут, а значит, необходимо производить все больше и больше товаров и услуг.

Итак, мы увидели, что удовлетворение всех потребностей, по сути, одинаково важно для человека. Но есть и другая точка зрения.

Американский социолог Абрахам Маслоу в 1954 году предложил свою концепцию иерархии потребностей. Он делит все потребности на шесть уровней (рис. 2).

Иерархия потребностей Маслоу

Рис. 2. Иерархия потребностей Маслоу

1 уровень. Физиологические потребности (в воде, пище, дыхании, движении, одежде, жилье, здоровье, сне, отдыхе и т.п.).

2 уровень. Экзистенциальные потребности (в самосохранении и личной безопасности, в обеспеченности и стабильности своего существования, в гарантиях занятости и уверенности в  завтрашнем дне и т.п.).

3 уровень. Социальные потребности (в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определенному кругу людей, своему обществу, стране, мировому сообществу и т.п.).

4 уровень. Престижные потребности (в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте, в признании и уважении со стороны других людей и т.п.).

5 уровень. Личностные потребности (в самовыражении, самореализации – длительном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности).

6 уровень. Духовные потребности (в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, приобщении к философии, наукам, искусству и т.п.).

14. Если присмотреться, Маслоу выделяет те же потребности, что и отечественные специалисты. Физиологические и экзистенциальные потребности мы называем биологическими, престижные включаем в состав социальных, а личностные – в состав духовных (рис. 3).

Иерархия потребностей Маслоу, соотнесенная с отечественной теорией

Рис. 3. Иерархия потребностей Маслоу, соотнесенная с отечественной теорией

Тем не менее отличие концепции Маслоу от теории, принятой в отечественной социологии и философии, заключается в том, что удовлетворение потребностей более высокого уровня, по Маслоу, невозможно без удовлетворения потребностей более низкого уровня. То есть о реализации духовных потребностей может думать только человек, обеспечивший все остальные потребности и занимающий прочное положение в обществе. Наука при таком понимании превращается в занятие для сытых, которым просто нечего делать. Конечно, такое понимание иерархии потребностей признать сложно.

Это понимали и последователи Маслоу. Один из них, Клейтон Алдерфер, доказал, что несколько потребностей могут действовать одновременно, а невозможность удовлетворить потребность более высокого порядка (например, потребность в уважении и развитии) сопровождается усилением потребностей более низкого характера (например, чрезмерными потребностями в приобретении предметов роскоши и т.п.). Так психологи объясняют такое явление, как меценатство: даже не понимая истинной ценности тех или иных произведений искусства, богатый человек начинает их скупать, чтобы хоть как-то удовлетворить свои социальные потребности; ему недостаточно быть богатым человеком, он хочет стать еще и обладателем картины Шишкина или Рембрандта.

Тем не менее, концепция Маслоу является одной из главных теорий, объясняющих процесс формирования мотивов деятельности. И в самом деле, если у вас осталось 100 рублей, а зарплата будет только через неделю, вы скорее потратите эти деньги на хлеб, а не на билет в кино. В этом выборе выражается действие потребностей.

Такое конкретное выражение потребностей принято называть интересами. Если потребности у всех людей объективны и примерно одинаковы, то интересы субъективны. Выделяются интересы личные (индивидуальные), групповые, классовые, общественные, государственные, интересы всего человечества. У каждого человека, общества или государства есть определенная иерархия интересов.

Именно интересы человека заставляют предпринимать те или иные действия, направлять свою деятельность на различные объекты, ставить перед собой конкретные задачи. В следующий раз мы рассмотрим структуру деятельности. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Социальные стереотипы

Одним из важнейших видов социальных установок являются так называемые социальные стереотипы. У людей нет потребности делать то, что они делают; в своем поведении они руководствуются привычными установками. Если человек попытается перевести социальную установку в сферу сознания, она может разрушиться.

Во многих обществах распространены националистические социальные установки, которые распадаются под влиянием реальных обстоятельств. Так, в 1934 году психолог из Стэнфордского университета Ричард Ла Пьер провел исследования связей между социальными установками и поведением. В 1930-1931 гг. он ездил по стране вместе с китайским студентом и его супругой (16 тыс. км), и их нормально принимали во всех 251 отелях, мотелях и ресторанах. Когда через полгода владельцев этих мест опрашивали по почте, примут ли они у себя китайцев, более 90% ответили отрицательно. Вывод, сделанный психологом, гласил: мотив деятельности человека далеко не всегда совпадает с социальной установкой.

Впрочем, бывает и наоборот. При исследовании связей между социальными установками и поведением в американской и английской психологии 1990-х гг. употребляется аббревиатура NIMBY (not in my back yard – не на моем заднем дворе). Обычно NIMBY проявляется в контексте разного рода событий, проектов или изменений в природе, к которым приковано всеобщее внимание. Люди согласны, что нужно строить дома престарелых и подземные хранилища радиоактивных отходов, но категорически против того, чтобы это делалось рядом с их домом. Здесь, наоборот, социальная установка опережает потребности.

Как родители влияют на торнадо?

Степень развития общества влияет не только на состояние его потребностей, но и на степень влияния социальных установок. Принято считать, что в традиционном обществе социальные установки даже важнее потребностей, а в современном их роль ослабевает.

Многие японские горы носят названия, в которых есть слово «бабушка» или «дедушка». В древности и средневековье среди японцев бытовал обычай: в голодные годы старики, чтобы не быть обузой для своей общины, собирались и уходили из своих деревень в горы и умирали там голодной смертью. Так они сберегали пропитание для своих детей и внуков. Такое явление распространено во многих традиционных обществах и носит название «геронтицид» (дословно: «убийство стариков»). Физиологические потребности у этих людей явно подчинены социальным потребностям и социальным установкам.

На самом деле и в современном обществе социальные установки играют огромную роль. Это проявляется в большем значении социального (внешнего) контроля за поведением человека по сравнению с самоконтролем. Американский психолог Джулиан Роттер в 1966 году опубликовал статью, в которой объяснял, почему в штате Алабама торнадо приводят к большим разрушениям и жертвам, чем в штате Иллинойс. Он доказал, что в Алабаме гораздо больше авторитарных семей, в которых решение принимает отец. У детей тем самым формируется социальная установка на бездействие, отсутствие инициативы, и сами став отцами семейства, они реже укрепляют свои дома. В Иллинойсе более распространены семьи демократического типа, и гораздо больше людей осознают собственную ответственность за то, что происходит с ними и их семьей.

Современные теории мотивации

Кроме теории Маслоу, существуют и другие теории мотивации.

Теория Дугласа Мак-Грегора предусматривает разделение всех работников в зависимости от типа их мотивации на две группы – X и Y. Люди типа X обычно бывают ленивы, не любят работать и избегают ответственности (роль руководителя – используя авторитарный стиль управления, давать распоряжения, контролировать и призывать к дисциплине); люди типа Y – замечательные инициативные работники, которым присущи творчество и самомотивация (роль руководителя – используя демократический стиль управления, предоставлять полномочия для решения задач, привлекать к принятию управленческих решений).

Теория ожидания (Виктор Врум) предполагает, что мотивация работника повышается в том случае, если его прежние усилия получали ожидаемую положительную оценку со стороны руководства.

Автор теории равенства Джон Стейси Адамс рассматривает соотношение между тем, что работники получили за свою работу, и тем, что они вложили (усилия, время и знание). Если работник считает соотношение несправедливым, он либо требует для себя более высокой зарплаты, либо начинает работать хуже и в конце концов может вообще перейти в другую организацию.


Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Текстовые сноски

Абрахам Маслоу (Источник).

Клейтон Алдерфер (Источник).

Гай Цильний Меценат (Источник).

Дуглас Мак-Грегор (Источник).

Виктор Врум (Источник).

Джон Стейси Адамс (Источник).