Классы
Предметы

Познание как вид деятельности

Вашему вниманию предлагается видеоурок на тему «Познание как вид деятельности». Вначале занятия вы сможете изучить понятие «познание», которым называется процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. После этого узнаете, почему познание современными философами рассматривается именно как вид деятельности.

 

Тема: Человек

Урок: Познание как вид деятельности

1. Введение

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем разговор о познании. Тема нашего урока – «Познание как вид деятельности».

Познанием принято называть процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Результаты познания передаются из поколения в поколение при помощи материальных носителей информации. Это не только книга, но также миф, сказка, кино, телевидение и даже устная речь.

Вопрос о познании, его возможностях и границах является одним из основных вопросов философии. Им занимается специальный раздел философии – гносеология (это слово происходит от греческого «гнозис» - «знание»). Ее также называют эпистемологией.

Главный вопрос гносеологии – «Познаваем ли мир?» В общественной мысли существует три варианта ответа на этот вопрос. Люди, которые отвечают «Да», называются гностиками, сомневающиеся в возможности человека и общества познавать мир называются скептиками, наконец, люди, отрицающие принципиальную возможность познания мира, зовутся агностиками (рис. 1).

Гносеологические позиции

Рис. 1. Гносеологические позиции

Давайте рассмотрим эти гносеологические позиции подробнее.

С точки зрения гностицизма, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Если мы чего-то не знаем, это объясняется несовершенством наших методов познания. К примеру, мы не знаем, что находится в центре нашей Галактики, но можем предположить, что это черная дыра.

С точки зрения скептиков, мы вынуждены опираться на данные наших органов чувств и не можем сказать, насколько эти данные истинны. Один из наиболее известных представителей скептицизма Дэвид Юм, считал, что человек оперирует только своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому не знает даже, существует внешний мир или нет. Отсюда очень недалеко до солипсизма. Солипсизм (субъективный идеализм) – философская концепция, представители которой считают, что существует лишь одно сознание, а весь материальный мир – его кажущееся порождение.

Нельзя сказать, что скептики совершенно неправы. Цвет. Температура.

Скептик не знает, какой характер носит полученная им от органов чувств информация, – истинный или ложный. Представитель агностицизма уверен, что чувства нам лгут. Основоположник этой концепции Иммануил Кант считал, что органы чувств фиксируют лишь внешние свойства вещей, но не в состоянии дать информацию о их сущности.

С точки зрения Канта, все вещи в этом мире имеют две формы – «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».

Неудивительно, что подавляющее большинство ученых и философов – гностики. Ведь если мы отрицаем реальность воспринимаемых нами вещей, процессов и явлений, то изучать их невозможно, а значит, не может быть ни науки, ни философии.

Познаваемость материального мира является одним из принципов гносеологии. Еще одним важным принципом является диалектика. Это слово происходит от греческого «диалегомай» – «спорю» и означает подход к объектам с точки зрения их развития. Диалектика как принцип познания мира гласит, что вещи не остаются неизменными. Они постоянно трансформируются под воздействием многочисленных факторов.

Главным способом познания в современной философии считается практика. Знания, полученные практическим способом, являются наиболее прочными. Практика у студентов.

Как мы с вами уже сказали на прошлом уроке, познание является одним из основных видов деятельности. Структура познания абсолютно идентична структуре деятельности: здесь тоже есть мотив, потребности, убеждения, социальные установки и, разумеется, активность. Если сознание не требует активности человека, но познание невозможно без целеполагания и осуществления конкретных действий.

Вспомните эпизод из рассказов о Конан Дойле. Шерлок Холмс спрашивает Ватсона, сколько ступенек насчитывает лестница в их доме.

Почему Ватсон не может это вспомнить? Ведь он видел эту лестницу много раз. Она отражалась в его сознании, но никогда не была предметом познания. Вспомните сейчас, сколько окон в вашем доме, или ступенек в подъезде.

Точно так же, как и в других видах деятельности, в познании также существует субъект и объект познания, а значит, и три типа их взаимодействия. Познание тоже может быть субъектно-объектным, субъектно-субъектным и обратным (его мы называем самопознанием).

Но есть и отличие познания от других видов деятельности. Познание всегда носит творческий характер. Возьмите две книги, написанные разными людьми на одну и ту же тему, и вы увидите, как различаются их позиции. Именно поэтому, когда вы сдаете идентичные рефераты и уж тем более сочинения на одну и ту же тему, учителя не верят, что это простое совпадение. Творческий характер познания проявляется и в отборе материала, и в выборе методов, и, конечно, в ваших выводах.

Чтобы проиллюстрировать творческий характер познания, немецкий философ Людвиг Витгенштейн придумал и нарисовал «уткокролика» (рис. 2).

Уткокролик

Рис. 2. Уткокролик

Что вы видите в этом рисунке?

Такие картинки-перевертыши очень популярны. Психоаналитики, к примеру, используют их, чтобы увидеть психологическую установку своих пациентов.

Целью познания является истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом познания. Противоположность истины называется заблуждением.

Истиной мы называем такое знание человека о явлениях природы, общества и сознания, которое соответствует объективной действительности и которое поддается проверке при помощи человеческой практической деятельности и определенных методов.

Понятия «правда» и «истина» используются постоянно. Очень часто их смешивают, не видят между ними особой разницы. Различие, тем не менее, есть. Если спросить обычного человека, чем правда отличается от истины, скорее всего, вам скажут, что правда у каждого своя, а вот истина – всегда одна. Истиной называют соответствие реального положения вещей и наших мыслей о нем; правда описывает оценочное знание. То, что Ленин родился в 1870 году, – истина, так как эти данные можно проверить. А вот то, что Ленин был хороший человек или, наоборот, плохой, – это оценочное знание, а значит, для одних людей является правдой, а для других – ложью.

В философии принято говорить об абсолютной и относительной истине. Абсолютной истиной называется полное, завершенное знание, которое невозможно даже уточнить. Относительная истина тоже носит объективный характер, но ее можно уточнять и развивать. И абсолютная, и относительная истины объективны и различаются лишь по степени точности и полноты отражения действительности.

Неудивительно, что абсолютная истина воспринимается нами как недостижимая. Есть, конечно, некое элементарное знание, которое невозможно опровергнуть (например, Российская Федерация является республикой), но его также можно развивать.

Несмотря на то, что целью познания для всех является истина, пути познания могут быть разными. В современной гносеологии существует несколько теорий познания, представители которых используют разные методы для изучения мира и человека. С этими теориями мы познакомимся в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Младшие братья и познание

В сказке Ершова «Конек-Горбунок» младший сын не отличался особыми умственными способностями: «Младший вовсе был дурак». Не хочется обижать младших детей в семье, но психологи уверены: у тех, кто родился раньше, больше возможностей для интеллектуального развития.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Нидерландах проводилось исследование влияния недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны; как часть этого исследования проводился тест Равена на интеллектуальное развитие (тест выполнили более 350 000 голландских мужчин в возрасте 19 лет), и он показал, что результаты теста были тем ниже, чем больше был у них «порядковый номер» рождения.

На протяжении нескольких лет этот парадокс никто не мог объяснить. Лишь в 1975 году психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус доказали, что старшие братья и сестры зачастую играют по отношению к младшим роль учителей. Ведь если у младшего брата не выходит решение задачи, он обращается к старшим. Старшие тем самым повторяют уже изученный материал.

Есть анекдот об учителе, который сам уже понял излагаемый им материал, а дети все не понимают.

 Впрочем, у младших братьев и сестер есть выход. Можно объяснять материал собаке или даже воображаемому ученику. Ведь это обратная деятельность: ее результатом станет совершенствование интеллекта того, кто объясняет.

Врет, как очевидец

В одном из юридических вузов профессор проделывал такой опыт. В начале лекции он как бы совершенно случайно доставал из своего портфеля разные предметы, выкладывал их на стол и через некоторое время убирал. В конце лекции он просил студентов на листочке перечислить, какие предметы находились на столе.

Результаты были ошеломляющими. Все студенты видели эти предметы, но практически никто не делал их предметом своего познания. Все предметы перечислить не смог никто; большинство студентов могло назвать меньше половины, а многие называли даже такие предметы, которых на столе не было.

Профессор таким образом демонстрировал студентам избирательность человеческого познания и возможность формирования ложных знаний. Среди юристов есть даже выражение «врет, как очевидец»: свидетели одного и того же события могут описывать его совершенно по-разному.

Какое брюхо к ученью глухо?

В русском языке, да и в некоторых других языках, существуют взаимоисключающие выражения типа «сытое брюхо к ученью глухо» или «голодное брюхо к ученью глухо». Так каким же должен быть познающий субъект, чтобы процесс познания шел наиболее успешно.

В психологии существует понятие «когнитивные карты», которое описывает объем пространства, в котором свободно ориентируется человек. Эдвард Толмен (1948) провел опыты с крысами в лабиринте и установил, что крысы также обладают когнитивными картами, то есть представляют себе все пространство, а не только его видимый кусок (обладают пространственной ориентацией). Кроме того, крысы, получавшие награду (еду), гораздо быстрее изучали лабиринт, чем не получавшие подкрепления. Однако чем крысы голоднее, тем больше они стремятся только к цели и тем уже их когнитивные карты.


Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Текстовые сноски:

Дэвид Юм (Источник).

Иммануил Кант (Источник).

«Вещь-в-себе» (Источник).