Классы
Предметы

Структура деятельности

Этот видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Структура деятельности». На предыдущем уроке мы познакомились с понятием «деятельность», которое помогает отделить человека от всего остального живого мира. На этом же уроке попробуем рассмотреть структуру деятельности, узнаем, какие в ней выделяются основные компоненты.

Тема: Человек

Урок: Структура деятельности

1. Введение

Здравствуйте. В прошлый раз мы начали с вами говорить о деятельности – одном из основных критериев, отличающих человека от животного. Сегодня мы поговорим о структуре деятельности.

В структуре деятельности выделяется несколько компонентов. Во-первых, это субъект и объект. Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество); объект – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.

Виды деятельности

Рис. 1. Виды деятельности

По соотношению субъекта и объекта можно выделять субъектно-объектную, субъектно-субъектную и обратную деятельность (рис. 1). Примеры. Общение и коммуникация (наличие и отсутствие обратной связи). Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью односторонней передачи информации.

Во-вторых, в структуре деятельности выделяют цель, средства ее достижения и результаты. Средства обязательно должны соответствовать цели; ни один нормальный человек в обычных условиях не станет забивать гвозди микроскопом. После завершения деятельности ее результаты обязательно сравнивают с поставленной целью; в случае совпадения между ними деятельность признается успешной.

Наконец, в-третьих, в структуре деятельности выделяют отдельные действия. Самую известную типологию социальных действий предложил Макс Вебер (рис. 2).

Типология М. Вебера

Рис. 2. Типология М. Вебера

По мотивам осуществления он выделил целерациональные, ценностно-рациональные, традиционные и аффективные действия. Целерациональные действия характеризуются ясностью осознания цели и средств ее достижения; показателем эффективности действия является достигнутый результат. Ценностно-рациональные действия характеризуются верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгоды. Такое действие основывается на определенных «заповедях», в следовании которым человек видит свой долг. Конкретной цели и определенного результата нет, но есть мотив, смысл, ориентация на других.

Традиционные (привычные) действия не имеют осознанного мотива, они совершаются автоматически, в силу привычки. Человек не анализирует эти действия и, даже если условия их осуществления изменились, продолжает действовать привычным способом. Например, машинистке, которая стала работать на компьютере, трудно избавиться от привычки вручную переводить каретку пишущей машинки.

Наконец, аффективные действия вообще не имеют цели и совершаются под влиянием сильного душевного волнения – положительного, такого, как радость, или отрицательного, например, гнева. К примеру, женщина увидела мышь; ее реакция нерациональна, так как мышь не причинит ей вреда, но справиться со своими эмоциями женщине очень трудно. На одном из телешоу участникам было предложено определить содержимое ящика на ощупь.

Фактически только первые два типа действий можно отнести к социальным действиям, так как они по природе своей рациональны (рис. 2). Традиционные и аффективные действия относятся к сфере бессознательного, однако они также играют свою роль в деятельности. Для того, чтобы учиться в школе, нужно в нее сначала прийти, а ходьба у детей старше 4-5 лет уже является традиционным действием.

В современной философии выделяется также несколько видов деятельности (рис. 3). По первому основанию ее можно поделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества, а духовная направлена на изменение сознания людей.

Виды деятельности

Рис. 3. Виды деятельности

Практическая деятельность, в свою очередь, делится на материально-производственную и социально-преобразовательную (рис. 4). Различают их по объекту деятельности: если в результате изменяются материальные объекты (как природные, так и сделанные руками человека), то это материально-производственная деятельность; если же в результате изменения происходят в обществе, то это деятельность социально-преобразовательная. Приготовление пищи, изготовление орудий труда, строительство домов относится к материально-производственной деятельности, а реформы, революции, процесс обучения – к социально-преобразовательной.

Виды деятельности

Рис. 4. Виды деятельности

Духовная деятельность делится на ценностно-ориентировочную, познавательную и прогностическую (рис. 5). Познавательной деятельности мы с вами посвятим несколько следующих уроков.

 

Виды деятельности

Рис. 5. Виды деятельности

Важное отличие духовной деятельности от практической заключается в том, что в ней выделяются духовно-теоретическая и духовно-практическая стороны. Постановка целей деятельности, к примеру, является проявлением духовно-теоретической стороны, а конкретные действия будут носить практический характер.

Кроме названных нами видов, выделяется также деятельность созидательная и разрушительная. Обратите внимание на то, что результатом деятельности может быть не только создание чего-то нового, но и уничтожение чего-то имевшегося ранее. Такая разрушительная деятельность не всегда оценивается отрицательно; если вы хотите построить новый дом, нередко приходится сносить старый ветхий.

Есть и еще один, особый, вид деятельности – творческая. Так называется деятельность, порождающая нечто качественно новое. Наука, а точнее, область знания, которая изучает творческую деятельность и методы познания, называется эвристикой.

Наконец, существует и еще одна типология видов деятельности. В зависимости от направленности действий выделяют такие виды деятельности, как труд, игра и учеба (рис 6). Труд ориентирован на результат, игра – на процесс, учеба – как на процесс, так и на результат.

Виды деятельности

Рис. 6. Виды деятельности

Вы наверняка задавались вопросом, зачем нужно в школе изучать большое количество предметов, которые в жизни объективно не пригодятся – по крайней мере, в таком объеме. Зачем математику литература, а филологу – физика? Дело в том, что обучение ориентировано не только на процесс – большое количество информации всё равно забывается. Гораздо важнее то, что посредством обучения в школе человек осваивает разные виды, формы и методы познания, а они-то в жизни ему пригодятся.

Обучение нередко сравнивают со строительными лесами – когда дом построен, они уже не нужны, но возвести здание без них невозможно. Любой работодатель предпочитает иметь дело с сотрудниками, имеющими как можно более высокий уровень образования. Это почти гарантия того, что они умеют работать с информацией разного типа и использовать больше методов, чем человек, окончивший свое обучение раньше.

Познание – настолько важный вид деятельности, что мы посвятим ему несколько следующих занятий. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Эксперимент Милграма

Психолог Стэнли Милграм в 1963 году изучал в Йельском университете явление подчинения (монография по психологии подчинения (1974)). По приказу экспериментатора подопытные давали ученикам от 15 до 450 вольт. 4 из 40 остановились на 300 вольтах, 9 – от 315 до 375, 26 шли до конца (450 вольт), несмотря на то, что им это не нравилось. Реакция менялась в зависимости от того, насколько близко были ученик или экспериментатор. Когда испытуемым разрешили самим выбирать уровень напряжения для наказания, ни один из них не поставил выше 45 вольт

Положительный и отрицательный аффект

Аффект может быть не только отрицательным, но и положительным. Так, неописуемый восторг зрителей в момент появления любимого актера или певца  также не поддается контролю с их стороны. Неконтролируемые приступы смеха также можно отнести к аффективным действиям.

И даже известный случай, когда президент Грузии Михаил Саакашвили во время телефонного разговора, очевидно, очень волнительного для него, жевал собственный галстук, также может рассматриваться как пример аффекта – правда, отрицательного.

Значение игры как вида деятельности

Нередко отношение к игре как виду деятельности является пренебрежительным. Это совершенно неоправданно. Роль игры в жизни общества огромна.

К примеру, в игре ребенок осваивает основные социальные роли. Играя в семью, дети готовятся стать родителями, а играя в учителя и ученика, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира,- осуществляют выбор будущей профессии.

В XX веке был разрушен стереотип о том, что игра – это занятие для детей. Голландский философ Йохан Хёйзинга доказал, что игра свойственна людям всех возрастов. Свою книгу он назвал «Homo Ludens», то есть «Человек Играющий».

Американский философ Эрик Берн доказал, что игра не является эпизодом в жизни человека; в основе многих социальных взаимодействий лежит именно игра. Так появилась его книга «Игры, в которые играют люди». В другой книге – «Люди, которые играют в игры», Берн показал, какие типы людей в наибольшей степени используют игру как способ деятельности; для творческих личностей это оказалось чуть ли не обязательным.

А вот азартные игры к этой категории не относятся. Если человек отправляется в казино не провести время, а именно выиграть, то его деятельность направлена на результат, а значит, является трудом. Именно поэтому общество негативно относится к азартным играм: это очень странный вид труда, в ходе которого ничто не создается.


Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Текстовые сноски

Макс Вебер (Источник).

Эвристика (Источник).

Стэнли Милграм (Источник).

Йохан Хёйзинга (Источник).

Эрик Берн (Источник).

 

Видеофайлы

Первый раз после пишущей машинки (Источник).

Истерика на телешоу (Источник).

Истерика на свадьбе (Источник).

Саакашвили ест свой галстук (Источник).