Классы
Предметы

Структура и функции сознания

На этом уроке все желающие смогут изучить следующую тему «Структура и функции сознания». Вы рассмотрите структуру сознания, а именно: две его существующие формы – сознательное и бессознательное, как с возрастом у человека одна его форма (бессознательная) вытесняется другой (сознательной). Сможете более подробно познакомиться с основными функциями сознания.

Тема: Человек

Урок: Структура и функции сознания

1. Введение

Здравствуйте. В прошлый раз мы начали с вами разговор о сознании. Наш сегодняшний урок посвящен вопросу о структуре и функциях сознания.

Принято считать, что сознание существует в двух формах – это сознательное и бессознательное. У маленького ребенка развита в основном сфера бессознательного, а у взрослого человека – наоборот. Можно сказать, что многие бессознательные компоненты постепенно вытесняются в мышлении человека сознательными. Если у новорожденного ребенка сознательный компонент практически отсутствует, то у взрослого человека он является ведущим (рис 1).

Сознание и возраст

Рис. 1. Сознание и возраст

Но несмотря на это, бессознательное остается с нами до конца жизни; совсем исчезнуть оно не может. Типичными формами бессознательного, свойственными и детям, и взрослым людям, являются сновидения, фобии, непроизвольное запоминание.

Граница между осознанным и неосознанным весьма подвижна: свои эмоции и догадки человек может логически осмыслить, то есть перевести их из бессознательного в сознательное. Это касается, к примеру, интуиции: если вам кажется, что чего-то не следует делать или куда-то не следует идти, можно попытаться методом рассуждений установить, откуда у вас возникла такая мысль. Если вам бессознательно не хочется сегодня идти в школу, это можно объяснить неготовностью к контрольной работе, несделанным домашним заданием, сложными личностными отношениями в классе или даже просто вашей моральной усталостью.

Возможен и обратный процесс. Когда навык становится автоматическим, он переходит в сферу бессознательного. Вспомните, как вы учились ездить на велосипеде: вам было трудно понять, как можно одновременно сидеть, крутить педали, держать равновесие да еще смотреть, куда едешь. После того, как навык закрепился, он перешел в сферу бессознательного, и теперь вы сами не можете объяснить, как у вас всё это одновременно получается.

Взаимоотношениями между сознательным и бессознательным в психике человека занимались многие философы и ученые. Самым известным из них был немецкий психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (рис. 2).

Зигмунд Фрейд

Рис. 2. Зигмунд Фрейд

Фрейд считал, что в структуре сознания следует выделять три элемента (рис 3). Это сверхсознание (или «Сверх-Я»), сознание («Я») и бессознательное, которое Фрейд обозначал понятием «Оно». К сверхсознанию Фрейд относил моральные нормы и принципы. Человек не обязательно понимает, почему он должен вести себя так или иначе; правила поведения ему диктует общество.

Структура сознания по Фрейду

Рис. 3. Структура сознания по Фрейду

Например, воспитательница детского сада, увидев, что дети дерутся, прекращает потасовку и говорит им, что драться нехорошо. Дети еще не понимают, зачем в обществе существует такая норма, но уже должны ее соблюдать.

Бессознательное представляет собой совокупность инстинктов и комплексов, основными из которых являются половой инстинкт и инстинкт агрессии. Сюда относится и личное бессознательное (вытесненные переживания), и те комплексы, которые достались человеку в наследство от животного и первобытного состояния. Примером такого личного бессознательного является эдипов комплекс.

По Фрейду, бессознательное давит на человека и постоянно прорывается наружу в виде снов, фобий и оговорок. Согласно теории Фрейда, в основе каждого нерационального страха лежат некие события, которые уже давно забыты человеком, но остались в его подсознании. Фобия – иррациональный страх, не поддающийся сознательному контролю со стороны человека.

Если проанализировать речевые ошибки, допускаемые людьми, мы можем увидеть проявления их бессознательного. Такие ошибки даже называют «оговорками по Фрейду». Выявить бессознательное можно и специальными методами, которые принято объединять понятием «психоанализ».

Главным понятием психоанализа является половое влечение, или либидо, которое находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Часто говорят, что в понимании Фрейда сознание представляет собой тесный темный чердак, на котором заперты чопорная старая дева и помешанная на сексе обезьяна.

Другую структуру сознания предложил известный швейцарский психолог Карл Густав Юнг. С его точки зрения существуют сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное (рис. 4).

Структура сознания по Юнгу

Рис. 4. Структура сознания по Юнгу

Что такое сознание и индивидуальное бессознательное, понятно. Что Юнг понимает под коллективным бессознательным? С его точки зрения, коллективное бессознательное представляет собой память поколений – складывавшиеся тысячелетиями представления. Оно состоит из архетипов – коллективных представлений. Архетипы – врожденные психологические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.

Примерами являются архетипы отца или матери. В разных культурах люди по-разному играют эти социальные роли, но представления о должном поведении у всех будут одинаковыми. Архетипическими считаются представления мужчин об идеальной женщине (так называемой Аниме) и представления женщин об идеальном мужчине (Анимусе). Речь идет не о внешнем облике, а о психологических характеристиках тех или иных людей.

Еще один вариант структуры сознания опирается на разницу между предметами сознания. В соответствии с этой типологией выделяют «бытийное сознание», «рефлексивное сознание» и самосознание (рис. 5). Бытийное сознание помогает нам ориентироваться в окружающем мире, рефлексивное сознание позволяет оценивать и предсказывать действия других людей, самосознание позволяет оценивать себя. Кстати, в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и даже свое личное сознание, поэтому некоторые психологи считают грань между двумя последними компонентами довольно условной.

Структура сознания. Третий вариант

Рис. 5. Структура сознания. Третий вариант

Разные компоненты структуры сознания выполняют разные функции. Основными функциями сознания считаются:

- функция познания (то есть обобщенного отражения внешнего мира);

- функция переживаний и построения отношения к миру и другим людям;

- функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей);

- творческая (креативная) функция.

Обратимся, наконец, к главным особенностям сознания человека. Это идеальность, интенциональность и идеаторность. Под идеальностью сознания понимается его противоположность материальному миру и независимость от материи. При осуществлении творческой деятельности сознание даже первично по отношению к материи.

Интенциональность – это направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Нельзя просто подумать; можно подумать лишь о чем-то.

Наконец, идеаторность – это способность творить и воспроизводить идеи, в том числе абстрактные. Идеаторность сознания в наибольшей степени проявляется в деятельности. Она и станет темой нашего следующего урока. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Эдипов комплекс

Одно из самых известных открытий, сделанных в науке Зигмундом Фрейдом – это обнаружение так называемого «эдипова комплекса». Согласно древнегреческому мифу, фиванскому царю Лаю было предсказано, что его сын убьет его и женится на собственной матери. Царь приказал отнести новорожденного сына на вершину горы. Ребенок, которого назвали Эдипом, вырос, не зная своих настоящих родителей. Дальше все произошло, как и было предсказано. Эдип убил фиванского царя, захватил власть в Фивах и женился на собственной матери.

Фрейд установил, что во многих семьях сын в определенном возрасте испытывает бессознательное влечение к матери и ревнует к ней отца. Это явление и получило название «эдипова комплекса».

Впрочем, современными учеными доказано, что этот комплекс не имеет сексуального подтекста. Антропологи Маргарет Мид и Б.Малиновский провели исследования на острове Тробриан в Окении и установили, что в местных племенах отец далеко не всегда становится объектом иррациональной сыновней ненависти, которая чаще направляется на брата матери, который в данной системе призван поддерживать дисциплину. Из этого был сделан вывод, что отмеченная Фрейдом враждебность и неприязнь европейского мальчика к отцу возникает в силу репрессивной роли последнего в западной культуре (где он выполняет дисциплинарные функции), а не вследствие его взаимоотношений с матерью, якобы провоцирующих детскую ревность.

Как возникают фобии

Многие психологи считают, что в основе фобий лежат реальные события. То есть если вы боитесь собак, это значит, что в глубоком детстве одна из таких собак вас напугала, и этот страх сохранился до сегодняшнего дня.

В 1920 году один из основоположников современной психологии Джон Уотсон провел эксперимент с участием 11-месячного мальчика-сироты. Доказывая справедливость выводов И. Павлова о приобретенных рефлексах, экспериментаторы целенаправленно создавали у ребенка фобию. Ему показывали животное белого цвета (кролика или крысу), которых ребенок не боялся. Когда мальчик тянулся к животному, у него над ухом раздавался резкий звук, которого ребенок, разумеется, пугался (экспериментатор сильно бил молотком по металлической трубе). Громкий звук сопровождал любое появление животного белого цвета, и через очень непродолжительное время ребенок устраивал истерику еще до того, как раздастся звук. Даже когда появление белых кроликов или крыс перестали сопровождать звуком, страх у ребенка сохранялся. Такую же реакцию вызывали похожие предметы, например, меховое пальто ассистента психолога и борода Санта-Клауса.

Для того, чтобы вылечить такую фобию, необходимо ее рационализировать, то есть перевести в сферу сознательного. Если человек понимает, что его страх не имеет под собой никаких оснований (есть люди, которые боятся определенных чисел, причем даже не обязательно числа «13»), то это уже первый шаг на пути к устранению фобии. Психолог Джозеф Вольпе предложил лечить фобии небольшими дозами контакта с предметом страха. Если ребенок, к примеру, боится собак, то можно купить ему щенка; сначала контакт с ним будет ограничиваться несколькими секундами, затем ребенок привыкнет к своей собаке, а потом перестанет бояться и других собак. Этот метод называется методом систематической десенсебилизации (от слова «sense» – чувство), то есть постепенного снижения чувствительности человека к объекту его страха.

Уотсон планировал избавить от фобии и своего подопытного ребенка, реагирующего на животных белого цвета. Он собирался показывать ему таких животных, сопровождая это приятными для ребенка действиями, например, лаской или угощением. Однако ребенка (напомню, он был сиротой) неожиданно усыновили, и провести сеансы избавления от фобии не удалось. Судьба мальчика неизвестна, но он наверняка до конца жизни сохранил необъяснимый страх перед животными белого цвета.

Игра в ассоциации

Выудить из человека его бессознательное – вот на что направлены все действия психоаналитиков. Один из наиболее распространенных методов психоанализа – проведение ассоциативного теста. Психоаналитик называет слово и просит пациента назвать первую попавшуюся ассоциацию.

Немецкий психолог Герман Роршах в 1922 году предложил тест чернильных пятен как метод интерпретации случайных форм. Чаще всего люди видят в чернильных пятнах животных (от 25% до 50% ответов). На самом деле образы можно объяснить вербальными способностями, возрастом индивида, уровнем образования и т.д. Этот тест используется и для других целей; например, по числу совпадений можно определить степень психологической близости двух или более человек.


Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Текстовые сноски

Анима и анимус (Источник).