Классы
Предметы

Теории познания

На этом занятии все желающие смогут самостоятельно изучить тему «Теории познания». Как нам стало известно из предыдущих уроков, познание является видом деятельности, а результатом его является постижение истины. Между разными философами существуют разные представления о том, какой путь постижения истины является лучшим. На этом уроке мы сможем рассмотреть существующие теории познания.

       

Тема: Человек

Урок: Теории познания

1. Введение

Здравствуйте. В прошлый раз мы начали с вами разговор о познании. Мы установили, что познание является видом деятельности, а его цель заключается в постижении истины.

В XVII-XVIII веках философы спорили, какой из способов познания является наилучшим. Этот спор, по сути, не завершен до сегодняшнего дня. В ходе спора сформировалось три основные теории познания.

Эмпирическая теория познания (Бэкон, Локк, Гоббс). Все человеческое знание  проистекает из опыта, ощущений. Сенсуализм (sensus – чувства, ощущения). Концепция Локка: душа человека – чистая доска (tabula rasa).

Рационалистическая теория познания (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант). Познающий субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию априорные (то есть врожденные) идеи и схемы познания. Степень сформированности навыков мышления проверяется многочисленными тестами, наиболее известным из которых является тест на уровень IQ.

Спор между эмпириками и рационалистами продолжается и по сей день. Каждая из сторон приводит свои доводы.

Нередко, если ребенок плохо учится по математике или литературе, родители и учителя говорят, что ему это не дано, то есть у ребенка не сформировались логические структуры, отвечающие за речь, образное мышление или математические способности (рационализм).

Эмпирики отвечают на это, что если даже у человека есть те или иные способности, но не хватает данных, полученных при помощи органов чувств, никаких выводов он сделать не сможет.

С их точки зрения, даже элементарные логические операции не являются врожденными и не складываются спонтанно, вне обучения. Все логические операции необходимо специально формировать. А. Р. Лурия в 1931-1932 гг. проводил эксперименты с узбекскими крестьянами, предлагая им решать логические задачи следующего типа: «1. Далеко на севере, где всегда лежит снег, все животные белого цвета. 2. Новая Земля находится далеко на севере. Там живет медведь. Какого он цвета?». Реально испытуемые выражали недоверие к основной посылке («Я на севере не был, какие там животные, не знаю»), отказывались понимать всеобщий характер большой посылки («Раз там живут белые медведи, могут жить и бурые. Вдруг тот, кто там был, их просто не встретил»), не понимали связи между посылками («Чтобы сказать, какие там медведи, надо поехать и посмотреть», «Спросите тех, кто там был»). Даже те испытуемые, которые были знакомы с западной формой мышления и понимали смысл силлогизма, высказывались в следующем духе: «Там медведь должен быть белым, но надо все-таки поехать посмотреть». Аналогичные результаты получил американский исследователь М. Коул в Либерии.

Такое недоверие к рациональным конструкциям свойственно не только людям традиционной культуры. Решение математической задачи хочется проверить на практике. В Windows’е нельзя создать папку с названием «Con».

Кроме того, доказано, что сознание новорожденного в момент появления на свет уже не представляет собой «чистую доску».

Третья теория познания получила название интуитивизм. Ее представители Бергсон и Лосский – считают, что истинное знание можно получить неосознанно, путем интуиции. Мир есть органическое целое, поэтому между субъектом и объектом всегда есть гносеологическая координация, даже тогда, когда нет познания.

Если интуитивизм занимает особое место в теории познания, то позиции эмпириков и рационалистов по-прежнему сильны. В современной гносеологии принято объединять эти два подхода и говорить о двух взаимосвязанных видах познания – эмпирическом и рациональном.

Давайте построим сравнительную таблицу.

Таблица: «Эмпирическое и рациональное познание»:

Вид познания

Ведущий фактор

Формы

Критерии истины

Эмпирическое (чувственное)

Органы чувств

Ощущение, восприятие, представление

Опыт, практика

Рациональное

Мышление

Понятие, суждение, умозаключение

Разум, практика

Обратите внимание, что практика является универсальным критерием истины. Если эмпирики доверяют информации, поступающей от органов чувств, а рационалисты – своим логическим конструкциям, то практику как критерий признают все.

Обратимся к формам эмпирического познания.

Ощущение (наиболее элементарная форма чувственного познания). Видов ощущений больше, чем органов чувств (некоторые ощущения возникают в результате взаимодействия различных органов чувств): зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные и др.

Восприятие – символ (образ), состоящий из нескольких ощущений. Предполагает синтетическую деятельность мозга. Действует закон перцепции: сначала выделяется первоначальное представление об объекте, которое затем сменяется детальным восприятием.

Представление – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Обычно отличается от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Способность человека относительно быстро воспроизводить ранее выработанную информацию называется памятью; различают кратковременную и долговременную память.

Обратимся к формам рационального познания.

Понятие – элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности существенных признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение – связь понятий, утверждение или отрицание чего-либо о предмете или явлении. В отличие от понятия обязательно должно быть истинным или ложным. Примеры: «Железо есть металл», «Все металлы проводят электрический ток».

Умозаключение – вывод нового знания через связь суждений. Пример: 1. «Железо есть металл». 2. «Все металлы проводят электрический ток». Вывод: «Железо проводит электрический ток». Умозаключения: индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Дедукция и индукция являются методами научного познания, которое станет одним из предметов нашего рассмотрения на следующем уроке.

Нужно понимать единство чувственного и рационального познания, необходимое для формирования более полного представления о мире. Любой объект воспринимается не только чувствами, но и разумом (на уровне понятия). С другой стороны, при отсутствии представления о каком-либо объекте познания невозможно его рациональное познание.

Эмпирическое и рациональное познание – далеко не единственные виды познания, выделяемые в современной науке. О других видах познания мы поговорим в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

IQ

При приеме на работу, отборе солдат в армию, определении умственного потенциала учащихся в США активно используется тест на уровень интеллектуального развития – на так называемый Intellectual quotent, или IQ.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития (IQ) детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903), а сам термин был введен в 1911 году австрийским психологом Штерном. Для каждого возрастного периода норма IQ равна 100. Отклонения от этого стандарта позволяли судить об опережении или отставании в умственном развитии.

Среди психологов продолжаются ожесточенные споры, насколько можно использовать тестирование при определении умственных способностей человека. Однако нельзя не признать, что успешность выполнения простейших логических операций тест IQ проверяет достаточно хорошо.

Интуиция в науке

Мы привыкли воспринимать ученых как людей сугубо рациональных. На самом деле интуиция играет в научном познании заметную роль. Всем известен пример Д.И.Менделеева, который увидел свою периодическую таблицу во сне.

В философии науки есть понятие «инсайт» или «озарение». Так называют сам момент научного открытия. Его пусковым моментом нередко является случайно увиденный образ. Например, химик Кеккуле открыл цикличность структуры молекулы бензола, увидев ожерелье на шее жены.

Одной из загадок для историков и филологов на протяжении нескольких десятков лет была письменность индейцев майя. Расшифровал ее советский ученый Юрий Владимирович Кнорозов. Ему удалось в одиночку справиться с задачей, над которой билось несколько научных институтов в США. Результаты работы Кнорозова так возмутили американцев, что они на протяжении многих лет отказывались признать его способ дешифровки. Потом им все-таки пришлось это сделать, так как найденный способ оказался единственно правильным.

Эксперимент Розенхена

Нередко рациональные установки мешают людям объективно воспринимать мир. В таких случаях говорят, что люди видят так, как думают. Если у вас сформировалось предубеждение против какого-то человека, то любые его действия вы будете оценивать негативно.

Дэвид Розенхен доказал, что традиционные критерии определения сумасшествия (странность поведения, постоянство поведения, социальное отклонение, душевные страдания, психологические препятствия и влияние на функционирование) не работают. Врачи «клеят» пациентам диагностические ярлыки и фактически с этого момента перестают считать их за людей. Розенхен и еще семь человек устроились в психиатрические больницы в качестве псевдопациентов, были определены как шизофреники и наблюдали ситуацию изнутри. У врачей не было сомнений в их болезни, тогда как настоящие пациенты их нередко разоблачали. Все личностные проявления врачи рассматривали как влияние болезни. В среднем за 19 дней в больнице им скормили 2100 таблеток. Одной из больниц было объявлено, что в течение ближайших трех месяцев к ним пришлют одного или несколько псевдопациентов; за это время врачи усомнились в диагнозе 83 из 193 прибывших.

 

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

 

Текстовые сноски:

Tabula rasa (Источник).

Априори (Источник).

Александр Лурия (Источник).

Анри Бергсон (Источник).

Николай Лосский (Источник).

Перцепция (Источник).