Классы
Предметы

Формирование глобальной цивилизации. Ч.2

На этом занятии мы продолжим изучение формирования глобальной цивилизации. Мы сможем рассмотреть более подробно начало процесса формирования глобальной цивилизации в Средневековье, которая объединяет практически всех людей, живущих сейчас на Земле. Урок завершает изучение глобальных цивилизаций.

Тема: Общество

Урок: Формирование глобальной цивилизации (часть 2)

1. Введение

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о начале процесса формирования глобальной цивилизации, которая объединяет практически всех людей, живущих сейчас на Земле. Мы сказали о том, что эпоха Возрождения заложила основы мировоззрения современного человека, открытия Колумба, Васко да Гамы и других мореплавателей позволили европейцам освоить практически всю территорию земного шара, а Реформация дала идеологическое оправдание процессу развития капиталистических отношений. Капитализм – четвертая формация в марксистской теории исторического процесса.

Конечно, нельзя говорить о том, что западная цивилизация была единственным источником глобальной. Но мы с вами уже видели, как Запад заставлял восточные цивилизации приспосабливаться к себе, воспринимать те модели политического и экономического развития, которые были разработаны идеологами в Лондоне, Париже и Риме, а позже – также в Вашингтоне.

Давайте представим себе процессы, протекавшие в Европе, а впоследствии и во всем мире, в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Схема процессов

Эпоха Возрождения дала мощный толчок процессу развития товарно-денежных отношений. Благодаря изобретениям, которые были сделаны в это время, смогли появиться новые формы и способы производства. К примеру, в Северной Италии уже в XIV веке появляются мануфактуры. В еще большей степени этот процесс ускорился благодаря Великим географическим открытиям, в результате которых в Европу из Нового Света хлынул поток золота.

Реформация, в свою очередь, дала моральное обоснование процессу обогащения. Ну кто захочет становиться богатым, если царствие небесное уготовано только для бедных, как гласят доктрины католической церкви («легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в царствие Небесное»)? Протестантизм четко заявил: богатеть – хорошо, а значит, богатые люди стали оправдываться общественной моралью и социальной практикой.

Все это повлияло на процесс формирования в Европе крупной частной собственности. У людей средневековой Европы были сложные отношения с деньгами: нередко без средств были даже короли. Например, Карлу VII (рис. 2) однажды не хватило денег, чтобы расплатиться с башмачником.

Рис. 2. Карл VII

Теперь же формируются крупные состояния. В Англии и Голландии – напомним, именно в этих странах протестантизм развивался наиболее успешно,- создаются крупные торговые компании, объединяющие купцов, – Ост-Индская, Вест-Индская, Африканская, Московская и другие.

Прибыль этих компаний была огромной: в некоторые годы акционеры Ост-Индской компании получали по 500 процентов годовых, то есть вложенный ими капитал увеличивался за год в шесть раз. Неудивительно, что в Англии появились обладатели крупных состояний.

Деньги нужно было во что-то вкладывать. Результатом формирования крупной частной собственности стало развитие промышленности, иными словами, индустриализация. После мануфактур появляются заводы и фабрики. Но количественный рост должен был сопровождаться качественным. В начале XVIII века появляются первые паровые машины (рис. 3), в качестве топлива начинают использовать гораздо более эргономичный кокс, усовершенствования в текстильной промышленности (например, появление знаменитой прялки «Дженни» (рис. 4)).

Рис. 3. Паровая машина

Рис. 4. Прялка «Дженни»

Эти крупномасштабные изменения в структуре экономики, которые стали возможными в результате развития науки и техники, получили название «промышленный переворот». Принято считать, что он начался в XVIII веке и продолжался в течение всего XIX века. В России, конечно, он начался позже, чем в Англии и многих других европейских странах, но проходил он гораздо более бурно.

Социальным последствием индустриализации стало появление рабочего класса. Ремесленники, существовавшие в Европе в средние века, никогда не составляли единой социальной группы; они объединялись в цеха по профессиям, причем были более уважаемые, а значит, и более доходные профессии (например, профессия ювелира), а были и такие профессии, представителей которых скорее презирали. Теперь же рабочие попали в примерно одинаковые условия и сформировали единую социальную группу (рис. 5).

Рис. 5. Схема процессов

Промышленные предприятия первоначально создавались в разных частях страны, не обязательно в городах, но вокруг крупных заводов и фабрик очень быстро возникали крупные поселения, превращавшиеся впоследствии в города. Так, в XIX веке статус «сити» был присвоен в Англии таким городам, как Бирмингем, Лидс, Ливерпуль, Манчестер; до этого городами они не считались (рис. 6).

Рис. 6. Схема процессов

Население в этих городах составляли бывшие крестьяне, которые покидали свои земли, как правило, из-за разорения. Понятно, что рост городского населения означал сокращение сельского. Поэтому многие европейские страны довольно быстро столкнулись с проблемой нехватки продовольствия.

Выходом из этой проблемы стала колонизация (рис. 7). Если испанцы и португальцы осваивали свои колонии в первую очередь в целях вывоза оттуда золота и раздачи земли дворянству и духовенству, то английские и французские колонисты в первую очередь распахивали землю и начинали выращивать зерно, где бы это ни происходило – в Северной Америке или Австралии, Африке или Азии. Правда, в Африке их также интересовали золото и рабы.

Рис. 7. Схема процессов

Если посмотреть на карту Африки в третьей четверти XIX века (рис. 8), то можно заметить, что европейские колонисты осваивают только побережье континента, то есть территорию, где наверняка есть источники пресной воды и откуда можно легко вывезти сельскохозяйственную продукцию в Европу.

 

Рис. 8. Африка в 1876 году

Европейские страны стали соперничать друг с другом в борьбе за колонии; каждая хотела получить наилучшие территории. Результатом этого стала так называемая «гонка за Африку».

Подобная борьба шла не только на африканском континенте. На карикатуре изображен афганский эмир Шир-Али между русским медведем и английским львом (рис. 9). Подпись под карикатурой гласит: «Спасите меня от моих друзей».

Рис. 9. Карикатура на Шир-Али

По мере развития экономики буржуазия получала все больше средств и хотела более активно влиять на политические и экономические процессы (рис. 10). Для этого необходимо было ликвидировать преимущества двух высших сословий – дворянства и духовенства. Политические возможности дворянства были серьезно ограничены появлением конституционной монархии и формированием всесословного парламента, где буржуазия также была представлена. Сословие – замкнутая социальная группа, принадлежность к которой определяется происхождением человека. Переход в другое сословие может быть осуществлен путем пожалования монархом, за деньги или путем заключения межсословного брака.  

Рис. 10. Схема процессов

С политической ролью духовенства бороться было сложнее. Но и эта задача была в основном решена в эпоху Просвещения. Просветители считали, что сознание человека должно опираться не на веру, а на разум, быть рациональным. Этот процесс изменения общественного сознания получил название секуляризации (от латинского saecularis – «светский»).

В работах крупнейших просветителей – Вольтера, Дидро, Монтескьё. Вольтер боролся против церкви («уничтожьте подлую» – «раздавите гадину»), но при этом был верующим человеком. В небольшом произведении «О страшном вреде чтения» он проводит границу между восточной и западной культурами, вкладывая в уста высокопоставленного чиновника Османской империи слова о вреде знаний вообще.

Дени Дидро прославился не только своими художественными произведениями, но и знаменитой «Энциклопедией наук, искусств и ремесел».

Таким образом, на протяжении XVI-XIX веков европейская цивилизация расширилась и заняла значительную часть земного шара. Но экспансия продолжалась и в XX веке. Дело в том, что в конце XIX века в Европе стали формироваться монополии – объединения предпринимателей, которые могли использовать свое особое положение на рынке для получения сверхприбылей.

Современный мир нередко называют эпохой транснациональных корпораций. Так называют компании, которые осуществляют производство не в одной стране, а в группе стран, и, как правило, объединяют предпринимателей, живущих в разных государствах. Сотни компаний в сегодняшнем мире называют транснациональными. Именно с их деятельностью на рынке связывают процессы глобализации, то есть создания единого мира.

Сначала ТНК формировали стандартные материальные потребности (в качестве примера можно привести «Макдональдс»), но потом стали влиять и на духовную жизнь незападных обществ. Особую роль здесь сыграла поп-музыка и продукция киностудий Голливуда.

Поскольку глобализация шла по западному сценарию, многие специалисты предпочитают говорить о вестернизации и даже об американизации. Вестернизация – распространение западных ценностей по всему миру, заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры.

Сохранить свою самобытность в этих условиях очень непросто. Активная вестернизация России началась в конце 1980-х годов. За прошедшие 20 лет наше общество очень изменилось. Многие специалисты даже считают, что основные ценности российской культуры находятся под угрозой.

В следующий раз мы будем говорить о российской цивилизации. А наш сегодняшний урок на этом окончен. Спасибо за внимание.

Британская Ост-Индская компания

В XVII-XVIII веке в Европе существовали сразу пять торговых компаний с таким названием. Одна из них была создана в 1600 году в Англии, вторая – в 1602 году в Голландии, позже такие компании появились также в Дании, Франции и Швеции. Обратите внимание, что четыре из пяти названных нами стран были чисто протестантскими, а во Франции число протестантов также было достаточно большим.

Британская Ост-Индская компания (рис. 11) была самой большой из них. Она и просуществовала дольше всех, завершив свою деятельность только в 1874 году. Созданная по указу английской королевы Елизаветы I, Ост-Индская компания представляла собой акционерное общество. Все желающие могли купить ценные бумаги компании, а собранные таким образом деньги шли на строительство кораблей и закупку товаров. После окончания финансового года заработанные средства делились между акционерами.

Рис. 11. Британская Ост-Индская компания

Компания сначала основала несколько факторий на территории Индии и начала торговать с местными правителями. Однако правители очень быстро попали в финансовую зависимость от компании. Чтобы закрепить успех

Кстати, в католической Португалии тоже была создана своя Ост-Индская компания, но она просуществовала всего пять лет – с 1628 по 1633 год. Как ни странно, она оказалась убыточной. Дело в том, что воспитанные в духе традиционного католицизма португальцы не стремились вкладывать свои деньги в производство и торговлю, а значит, акционерного капитала компания так и не смогла создать.

 «Гонка за Африку» на карте

На карте африканского континента есть немало следов борьбы европейских стран за свои колонии. Намибия владеет «полосой Каприви» (500 км), которая должна была обеспечить выход к реке Замбези и получила название в честь канцлера Лео фон Каприви.

Другим следом является Либерия. На побережье этой страны в 1822 году высадилась группа отпущенных на свободу рабов, прибывших из Америки. Они купили у местных племен территорию площадью 13 тыс.кв.км за 50 долларов. Ими было основано государство Либерия, столица которого получила название по фамилии президента США Джеймса Монро.

Территория Гамбии со всех сторон окружена территорией Сенегала. Сенегал получил независимость от Франции в 1960 году, а Гамбия – независимость от Англии в 1965 году. Они предпринимали попытку объединиться, но попытка провалилась.

 «Энциклопедия» Дидро»

«Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» (рис. 12) выходила во Франции на протяжении 30 лет. В 1751-1780 гг. вышло 35 томов этого издания, причем тираж нередко превышал 4 тысячи экземпляров.

Рис. 12. «Энциклопедия» Дидро

Издателями были Дени Дидро и Жан Лерон д’Аламбер, а статьи писали также Вольтер, Руссо, Монтескье, экономисты Кенэ и Тюрго, натуралист Гольбах.

Принято считать, что эта энциклопедия была одной из причин Великой Французской революции. Целью издателей было дать знания и избавить людей от суеверий.

 

 Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.