Классы
Предметы

Политические реформы в России

Вашему вниманию предлагается занятие на тему «Политические реформы в России». На этом уроке мы поговорим о новом этапе политических реформ, которые проходят в России с начала нулевых. Изучим, что их условно делят на три типа – реформы федеративного устройства страны, реформы центрального аппарата управления и реформы сфер общественной жизни. Познакомимся с их отличительными особенностями и характеристиками.

Тема: Общество

Урок: Политические реформы в России

1. Введение

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о политических преобразованиях, произошедших в России во второй половине 1980-х – первой половине 1990-х годов. Наш сегодняшний урок посвящен политическим реформам, которые проводились в нашей стране в течение последних десяти лет.

Новый этап политических реформ был связан с именем Владимира Путина, который был избран президентом России в марте 2000 года.

Проводящиеся с тех пор реформы можно разделить на три группы (рис. 1):

- реформы федеративного устройства страны,

- реформы центрального аппарата управления,

- реформы сфер общественной жизни.

Виды политических реформ в России

Рис. 1. Виды политических реформ в России

Обратимся к реформам федеративного устройства страны:

Федеральные округа

Рис. 2. Федеральные округа

- создание семи (с 2010 года – восьми) федеральных округов (рис. 2) во главе с полномочными представителями президента (13 мая 2000 года);

- слияние субъектов Федерации;

 

Таблица 1. Слияние субъектов Федерации.

Объединяющиеся субъекты РФ

Дата референдума об объединении

Создаваемый субъект

Дата создания нового субъекта

Пермская область и Коми-Пермяцкий АО

7 декабря 2003

Пермский край

1 декабря 2005

Красноярский край, Эвенкийский АО и Таймырский АО

17 апреля 2005

Объединенный Красноярский край

1 января 2007

Камчатская область и Корякский АО

23 октября 2005

Камчатский край

1 июля 2007

Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО

16 апреля 2006

Иркутская область

1 января 2008

Читинская область и Агинский Бурятский АО

11 марта 2007

Забайкальский край

1 марта 2008

- переименования субъектов РФ.

Таблица 2. Переименования субъектов РФ.

Старое наименование

Новое наименование

Основание

Ингушская Республика

Республика Ингушетия

Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20

Республика Северная Осетия

Республика Северная Осетия – Алания

Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20

Республика Калмыкия – Хальмг Тангч

Республика Калмыкия

Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173

Чувашская Республика – Чаваш республики

Чувашская Республика – Чувашия

Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679

Ханты-Мансийский автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841

Приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным. Раньше центральные органы власти не пользовались своими полномочиями. Уже в мае 2000 года Конституционный Суд РФ и президент Путин отменили ряд законов, принятых региональными законодательными собраниями. После этого народный хурал Калмыкии сам дезавуировал сразу 10 законов, а по протестам прокуратуры Башкирии Верховный суд республики также отменил более десятка законов. В Чувашии в связи с протестами прокуратуры было принято 150 поправок в республиканском законодательстве. В июле 2000 года в Ингушетии был отменен принятый в июле 1999 года по инициативе президента республики Руслана Аушева закон, разрешающий многоженство (за это время было заключено 15 вторых и третьих браков).

Введение принципа не избираемости, а назначаемости губернаторов. Кандидатуру главы региона вносит президент РФ, а утверждает региональный орган законодательной власти. Последние губернаторские выборы состоялись 23 января 2005 года в Ненецком автономном округе, а уже 4 февраля Сергей Дарькин был утвержден губернатором Приморского края по представлению президента Путина.

Реформа местного самоуправления (04.08.2000). Муници­палитеты ставятся в прямое подчинение федеральным и региональ­ным властям. Глава муниципального образования может быть отстранен от должности указом президента или главы соответствующего субъекта федерации, а законодательный орган рас­пускается региональным или федеральным законом. Данный закон был отклонен Советом Федерации, но тем не менее был подписан президентом, поскольку верхняя палата парламента не уложилась в двухнедельный срок его рассмотрения.

Вторая группа – это реформы центрального аппарата управления.

Уже в 2000 году прошла реформа Совета Федерации. В Совет Федерации теперь входят не непосредственно главы исполнительной и законодательной власти субъектов, а их представители. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации» требует от кандидата в верхнюю палату парламента прожить в делегирующем его субъекте не менее 10 лет в совокупности. Однако в законе сделана лазейка, по которой ценз не распространяется на лиц, прослуживших в силовых структурах (армия, прокуратура, МВД, ФСБ и т.д.) не менее 10 лет.

Реформа Государственной Думы. С 2007 года проходят только по партийным спискам; одномандатные округа (рис. 3) ликвидируются.

Одномандатные округа Москвы

Рис. 3. Одномандатные округа Москвы

Изменение сроков полномочий Президента и Государственной Думы.

Создание Государственного Совета РФ (01.09.2000). Состоит из глав исполнительной власти – губернаторов областей и президентов республик, входящих в состав РФ. Председателем Госсовета является президент, который назначает членов Президиума Госсовета – семь человек,  представляющих федеральные округа страны и сменяющихся каждые полгода. Госсовет собирается ежеквартально; его Президиум - каждый месяц.

Создание Общественной Палаты (2005).

Возможная децентрализация: передача части функций от Москвы Санкт-Петербургу. В 2005-2006 гг. в Санкт-Петербург переехал Конституционный Суд РФ (он занял здания Сената и Синода; переезд стоил 221 млн. рублей), «Внешторгбанк». С 1992 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга заседает Межпарламентская ассамблея СНГ и регулярно проводятся международные встречи, в т.ч. саммит «большой восьмерки» (июль 2006).

Избирательная реформа. Запрет на создание избирательных блоков на выборах всех уровней; запрет членам одних партий входить в избирательные списки других партий; отмена графы «против всех».

Третья группа реформ – это реформы сфер общественной жизни.

С 2004 года в России проводится военная реформа:

- перевод части армии на контрактную службу;

- сокращение срока службы по призыву до 12 месяцев,

- закон об альтернативной гражданской службе (2002; весной 2007 года в Москве призвано 2 человека),

- общее сокращение армии до 1,1 млн. чел.

Административная реформа, проблемы ее проведения.

Партийная реформа.

Судебная реформа:

- создание ювенальной юстиции,

- реформа пенитенциарной системы.

Ювенальная юстиция – часть судебной системы, предметом которой являются преступления, совершенные подростками. Пенитенциарная система – система исполнения наказаний.

Об этих и других направлениях судебной реформы, а также о том, что такое право, закон, каким образом принимаются и исполняются законы, мы поговорим с вами в следующем разделе, который полностью посвящен праву.

А наш урок на этом окончен. Спасибо за внимание.

Государственный Совет в Российской империи

Государственный Совет был образован Александром I в 1810 году и выполнял совещательные функции при императоре. Непременный совет (1801). На картине Репина изображен Госсовет в 1801 году (рис. 4).

И. Репин. Заседание Госсовета

Рис. 4. И. Репин. Заседание Госсовета

В 1906 году Госсовет был преобразован в верхнюю палату российского парламента и выполнял роль фильтра неугодных законопроектов (рис. 5).

Госсовет в 1906 г.

Рис. 5. Госсовет в 1906 г.

В 2000 году Госсовет вновь был воссоздан как совещательный орган.

Общественная Палата РФ

В 2005 году в России была создана Общественная Палата – совещательный орган при президенте, который призван выражать интересы гражданского общества.

Комплектуется сроком на 2 года: 42 члена назначаются президентом из числа лиц, «имеющих особые заслуги перед государством и обществом»; другие 42 члена избираются из выдвинутых общественными организациями кандидатур; еще 42 члена избираются из числа кандидатов, выдвинутых региональными и межрегиональными общественными организациями (рис. 6). Функции Общественной Палаты – контроль работы чиновников и проведение экспертизы принимаемых законов. Палата имеет право вызывать к себе чиновников и требовать отчета в их деятельности. Решения Палаты носят рекомендательный характер.

Состав Общественной Палаты РФ

Рис. 6. Состав Общественной Палаты РФ

В числе членов Общественной Палаты – кардиохирург Лео Бокерия, галерист Марат Гельман, Павел Гусев, Тина Канделаки, Александр Калягин, Евгений Касперский, Андрей Михалков-Кончаловский, Вадим Самойлов, Николай Сванидзе, Зураб Церетели.

Общественная Палата РФ

Рис. 7. Общественная Палата РФ

Ранее состояли: Пугачева, Карпов, Кабаева, Роднина, Хаматова.

Секретарь – академик Евгений Велихов.

Общественная Палата РФ

Рис. 7. Общественная Палата РФ (2)

«Против всех»

До 2006 года в России на выборах существовала графа «Против всех» (рис. 8).

Графа «Против всех»

Рис. 8. Графа «Против всех»

Она позволяла избирателям принимать участие в голосовании, но не выступать с поддержкой какого-либо конкретного кандидата. Практического значения эта графа не имела и была отменена.

В ряде других стран эта графа также присутствует. Даже на выборах в СССР можно было проголосовать против кандидата. В Украине в президентских выборах 2010 года участвовал кандидат Василий Васильевич Протывсих, который специально поменял для этого фамилию.

 

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.