Классы
Предметы

Экономика: наука и хозяйство

Вашему вниманию предлагается видеоурок на тему «Экономика: наука и хозяйство». На нем вы познакомитесь с термином «экономика», узнаете, кто впервые ввел его, что он обозначал в те времена, что подразумевает в наше время. Также изучите экономику как науку, для чего она необходима при ведении хозяйства, как помогает в жизни.

 

ОБЩЕСТВОЗАННИЕ 11 КЛАСС

 

Раздел 1. Человек и экономика

Урок 1.  Экономика: наука и хозяйство

 

Пётр Александрович Сафронов

к.ф.н., н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Термин «экономика» впервые появился в трудах древнегреческого философа Ксенофонта при описании устройства Спарты и означает «искусство ведения домашнего хозяйства».

Домашнее хозяйство означает малую группу людей, ведущих совместное хозяйство, т. е. занимающуюся производством некоего продукта, потреблением и воспроизводством рабочей силы.

Экономика как хозяйство означает совокупность людей, предметов, средств и способов их взаимодействия для создания и воспроизводства обособленной от природы части мира.

То есть к источникам наших знаний об экономике можно отнести сведения о том, каков характер труда в том или ином обществе, как осуществляется производство и обмен, существует ли аренда и ростовщичество, как определяется богатство, какие существуют профессии и какие рекомендации существуют относительно способов ведения хозяйственной жизни.

Экономика как хозяйство занимается прежде всего созданием экономических благ – тех, которые не являются общедоступными и их требуется произвести. Целью такой деятельности выступает удовлетворение человеческих потребностей и обеспечение условий для жизнедеятельности общества. Поэтому широко распространено представление о том, что экономика является своеобразным базисом общества, т. е. обеспечивает и поддерживает его материальное существование. С другой стороны, экономика является не только практической деятельностью людей, но и способом осмысления этой деятельности. Тогда речь идет о наблюдении и анализе способов ведения хозяйства, критериях и способах достижения его максимальной эффективности.

Экономическая наука формулирует основную проблему экономики как хозяйства, которая заключается в ограниченности ресурсов, с одной стороны, и безграничности человеческих потребностей, с другой. Общепризнанным в силу своей краткости и точности является определение, данное английским экономистом Л. Робинсоном: «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».

Таким образом, экономическая теория занимается определением принципов поведения индивидов и институтов в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Для обнаружения и демонстрации таких принципов в экономике широко используется метод моделирования, т. е. создание упрощенной картины действительности, заостренной лишь на некоторых интересующих нас факторах и пренебрегающей всеми остальными.

Модель является абстрактным обобщением интересующих нас параметров и показателей, в силу присущей ей универсальности по отношению к ней и оказывается возможным сформулировать экономические принципы или законы, т. е. обнаружить некие тенденции в поведении типизированных индивидов или организаций.

Отсюда возникает необходимость допущения, формулируемого как «при прочих равных условиях», т. е. при неизменности тех условий, которые мы не рассматриваем в той или иной модели.

В начале XVII в. выходи работа французского ученого Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии», который дал название целой науке, которая представляет собой средоточие правил хозяйственной деятельности.

Первой сформировавшейся экономической школой был меркантилизм, который признавал задачей ведения хозяйства накопление богатства, а лучшим средством для этого – внешнюю торговлю, т. е. сферу обращения.

Вводится представление о благоприятном торговом балансе, т. е. ситуации, когда экспорт превышает импорт, а государство призвано обеспечить такое положение дел.

Принципами государственной политики становятся монетаризм, т. е. представление о том, что богатство измеряется прежде всего в денежном ресурсе, и протекционизм – политика защиты своих производителей и понижения их конкуренции с иностранными за счет повышения пошлин на ввоз товаров.

Оппоненты этой школы выступали за отмену подобных барьеров, создаваемых государством.

В Англии в эпоху промышленного переворота начинает формироваться классическая школа экономической мысли, которая в своих построениях исходила из представления о том, что богатство можно создавать самостоятельно при помощи труда.

Основоположником классической школы является У. Пэтти, которому принадлежит известная фраза: «Труд - отец богатства, а земля - его мать».

Во Франции классическая школа представлена направлением физиократов, наиболее известным мыслителем которой является Ф. Кёне. Главный предмет исследования, как следует из названия, – это сельскохозяйственная деятельность, которая признается единственной производительной отраслью, что отражает реалии ведения национального хозяйства во Франции начала XVIII в.

Кене разделяет общество на три класса: производители (крестьяне), собственники и стерильный класс, к которым относятся ремесленники и купцы, занимающиеся не производством, а изменением формы уже произведенного. Между ними существуют встречные потоки, создающие кругооборот денежных и трудовых ресурсов. Так как в экономике действуют объективные законы, упорядочивающие это обращение, общество находится в состоянии равновесия и баланса, подобно организму, чья жизнь обеспечивается системой кровообращения.

Также к важнейшим представителям классической школы относятся А. Смит, Д. Рикардо и Ж. Б. Сэй.

Можно перечислить общие положения, характерные для представителей классической школы.

Прежде всего, это представление о том, что труд является источником стоимости. Основным предметом анализа является производство, которое рассматривается как система, самостоятельно развивающаяся по объективным законам. Отсюда проистекает принцип невмешательства, главным является закон конкуренции, рынок является саморегулирующейся системой и не требует вмешательства государства.

Идеи классической школы были развиты и переосмыслены в работах немецкого философа К. Маркса. В рамках его теории развития общества, экономика выступает в качестве базиса, определяющего все остальные сферы жизни общества.

Во второй половине XIX в. возникает неоклассическое направление в экономической теории.

Его теоретической основой является принцип предельной полезности, или маржинализм.

Полезность – это способность удовлетворять потребность, причем полезность не описывается постоянно возрастающей функцией, но начинает убывать после достижения максимума.

Различные неоклассические школы занимаются прежде всего анализом того, чем руководствуется субъект, вовлеченный в хозяйственные отношения, на основе чего объясняются различные экономические процессы. Спрос и предложение признаются равнозначными элементами рыночного механизма ценообразования.

Классическая и неоклассическая школы занимались в основном микроэкономическим анализом, т.е. рассмотрением отдельно взятого хозяйства или их локального объединения (в рамках предприятия или отрасли).

Для экономических школ начала XX в. характерно исследование прежде всего макроэкономических процессов, которые возникают при взаимодействии домохозяйств, фирм и государства.

Институционализм как раз уделяет основное внимание анализу деятельности различных институтов при принятии экономических решений. Причем в качестве института может рассматриваться самый разнообразный круг явлений – государство, налоги, конкуренция, законодательство, устойчивый образ мышления.

Другое направление экономической мысли начала XX в. – это кейнсианство, чьи основы были заложены в трудах английского экономиста Джона Кейнса. С его точки зрения, капиталистическая рыночная система не в состоянии сама разрешить свои проблемы, в связи с чем необходима активная роль государства в экономике.

Практические следствия этой теории применялись во время Великой экономической депрессии 1930-х гг.

Противоположная позиция высказывается в работах австрийского экономиста Людвига фон Мизеса и его ученика Фридриха фон Хайека, которые послужили основой либеральной доктрины.

Еще одно современное экономическое течение – монетаризм причисляется к направлениям неоклассической школы, его виднейшим представителем является Милтон Фридман.

Основным вкладом этого направления является подробная проработка вопросов, связанных с мерами государственной антиинфляционной политики.

Как мы видим, экономическая наука представляет собой анализ способов ведения хозяйства.

Однако в настоящий момент отождествление экономики и хозяйства является довольно условным.

Это связано с тем, что в своем нынешнем виде капитализм строится вокруг совершения операций с нематериальными товарами, как это имеет место на фондовых биржах (к примеру, фьючерсные контракты).

 

Иллюстрации

 

Ксенофонт

Потребности

Модель

Кене

Сельское хозяйство

Схема

Мизес

Хайек

Фридман

Сэй

Рикардо

Смит

Фр. Рузвельт

 

Дополнительный материал

 

Классическая экономическая школа

Идеи представителей классической экономической школы представляют собой основу микроэкономическй теории.

Ж. Б. Сэй является автором теории трех факторов производства, к которым относятся труд, земля и капитал, а также формулирует положение о том, что спрос равен предложению, но предложение является первичным и рождает спрос. Разделение экономического процесса на четыре части – производство, распределение, обмен и потребление – также принадлежит ему.

Д. Рикардо разрабатывал количественную теорию денег, которая противоположна номиналистской. С точки зрения номиналистов, деньги и их покупательная способность являются результатом соглашения, их стоимость не зависит от материального содержания (т.е. того, что на них можно купить) или от их количества.

Количественная теория утверждает, что покупательная способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте, т. е. формируют представление об инфляции.

Смит считает, что труд влияет только на изначальную стоимость товара, а итоговая складывается из доходов и расходов производителя. Поэтому он разрабатывает теорию капитала, который определяет как одну из двух частей богатства, от которой ожидается получить доход.

 

Homo economicus и отчуждение человека

Экономическая теория оперирует определенной моделью человека, к основным параметрам которой относятся мотивы и цели его экономической активности.

Наиболее распространенная модель  –  «homo economicus», т. е. «человек экономический», основной постулат которой заключается в том, что человек действует рационально и стремится получить максимальный результат при минимальных затратах, а также обладает свободой выбора. Такое представление об индивиде содержит в себе опасность превращения человека в подобие механизма. Критика этой тенденции представлена в работах Маркса, особенно в  «Экономико-философских рукописях 1844 года», где он вводит понятие «отчуждение» – потеря связи человека с тем, что определяет его родовую и индивидуальную сущность. Он выделял четыре вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга.

 

Великая экономическая депрессия

Великая экономическая депрессия – название проявления мирового экономическаого кризиса в США в период с 1929 по 1939 год. Выход из кризиса был связан с «новым курсом» Ф. Рузвельта. Различные экономические направления предлагали президенту различные меры по преодолению кризиса.

Так как Великая депрессия была кризисом перепроизводства, основной задачей было увеличение покупательной способности. Однако высокие темпы инфляции и рост уровня безработицы приводили к тому, что потребители не создавали реальный спрос на товары. Предложение Кейнса заключалось в том, что государство само должно выступать в качестве основного потребителя. Оно должно создавать заказы для крупных корпораций, что, в свою очередь, приведет к найму дополнительной рабочей силы, и всячески способствовать занятости населения на оплачиваемых общественных работах.

 

Текстовые сноски

 

КСЕНОФОНТ  (445–355 до н. э.) – ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный; автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений – основного источника сведений о жизни и учении Сократа, наряду с диалогами Платона.

 

СПАРТА (Лакедемон) древнегреческий полис в Лаконике (Пелопоннес), превратившийся (после завоевания в VIII–VI вв. до н. э. южной части Пелопоннеса) в крупное государство.

 

РЕСУРСЫ (от франц. ressource - вспомогательное средство) – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов

 

ПОТРЕБНОСТЬ – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; побудитель активности.

 

РОББИНС, ЛАЙОНЕЛ (1898–1984) – английский экономист, представитель лондонской школы политэкономии. Предмет экономической науки видел в исследовании отношений распределения, основанных на принципах предельной полезности теории.

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – методологическая категория, предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании. Такие понятия, как «капитализм», «христианство», «средневековое городское хозяйство» и т. п., по мнению Вебера, не извлекаются из эмпирической действительности как обобщение наиболее часто наблюдаемых явлений, а представляют собой идеальный тип – исследовательские утопии, не имеющие буквальных аналогов в действительности. Они образуются благодаря взгляду на эмпирическую действительность с определенной исследовательской позиции; избранный ракурс рассмотрения связывает разрозненные единичные явления в «лишенный внутренних противоречим космос мысленных связей».

 

МНОКРЕТЬЕН  (ок. 1575–1621) - французский экономист, представитель меркантилизма. Первым употребил термин «политическая экономия» (1615).

 

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ – переход от мануфактуры к машинному производству. В 60-х гг. XVIII в. – 10–20-х гг. XIX в. первый промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конца XIX в. в разное время – в США, Франции, Германии, Италии, Японии. В России начало промышленного переворота относится к первой половине XIX в., завершение – к концу 70-х – началу 80-х гг. XIX в.

 

ПЕТТИ, УИЛЬЯМ (1623–1687) – английский экономист, родоначальник классической политэкономии. Источником богатства считал сферу производства. Основоположник трудовой теории стоимости.

 

КЁНЕ, ФРАНСУА (1694–1774) – основатель экономической школы физиократов. К экономическим исследованиям он приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в "Энциклопедии" Дидро.

 

МАРКС КАРЛ (1818–1883) – немецкий философ, экономист, публицист и политический деятель. Сотрудничал в радикальных изданиях Германии, Франции, Бельгии, Англии, США, Австрии. С начала 50-х гг. жил в Лондоне как политический эмигрант. Играл значительную роль в развитии международного рабочего движения в 60–70-х гг. XIX века. В философском наследии Маркса наиболее значимы идеи, относящиеся к антропологии и философии истории («Экономическо-философские рукописи», 1844, «Немецкая идеология», совместно с Ф. Энгельсом, 1844–1845), служащие основанием его социологических и экономических концепций («Критика политической экономии», 1857–1858, «Капитал», т. 1, 1867).

 

ИНСТИТУТ – исторически сложившиеся формы организации и регулирования обществ, жизни (например, семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля.

 

КЕЙНС, ДЖОН (1883–1946), английский экономист  и политический деятель, основатель кейнсианства, одного из ведущих направлений современной экономической мысли.

 

МИЗЕС, ЛЮДВИГ ФОН (1881–1973), австро-американский экономист. Мизес – представитель концепции крайнего либерализма в экономике, согласно которой недопустимой является любая степень вмешательства государства в деятельность экономических институтов. В книге «Социализм» Мизес выступил как ярый критик социалистических методов «управления экономикой».

 

ХАЙЕК, ФРИДРИХ ФОН (1899–1992), австрийский экономист, удостоенный в 1974 (совместно с Г. Мюрдалем) Нобелевской премии по экономике. Хайек – один из представителей и наиболее крупная фигура неоавстрийской школы экономики (варианта монетаризма), один из самых ярких защитников концепции свободного рынка и невмешательства государства в экономику, критик социализма, коммунизма, этатизма и тоталитаризма. Работы Хайека посвящены торговому циклу, денежному обращению, ценообразованию и др. Хайек – создатель теорий «спонтанного порядка» и «правил верного поведения». Известен также как критик теории и идей Дж. М. Кейнса.

 

ФРИДМАН, МИЛТОН (1912–2006) – американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации».

 

ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ – обязательство купить или продать контракт на товар или услугу в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня.

 

СЭЙ, ЖАН БАТИСТ   (1767–1832) – представитель французской классической школы политэкономии. считает, что в процессе производства создаются не материальные блага, но услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами.

 

РИКАРДО, ДАВИД (1772–1823) – английский экономист, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Сторонник трудовой теории стоимости; стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества. Сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов.

 

СМИТ, АДАМ (1723–1790), шотландский экономист и философ, основатель классической школы политической экономии. В своей работе «Богатство народов» Смит рисует картину эволюции общественных институтов и излагает принципы современного устройства, при котором они обусловлены рыночной экономикой, или действием закона laissez-faire; предложенную им концепцию общества – последней, коммерческой стадии общественного развития – Смит называл «системой совершенной свободы».