Классы
Предметы

Факторы и формы производства

С помощью этого видеоурока все желающие смогут получить представление на тему «Факторы и формы производства». Как известно, при производстве самых разных товаров и услуг необходимо всегда задействовать определенное количество ресурсов. Именно о существующих факторах и формах производства и пойдет речь на этом занятии.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

Раздел 1. Человек и экономика

Урок 2.  Факторы и формы производства

Пётр Александрович Сафронов

к.ф.н., н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Как мы выяснили на прошлом уроке, экономика занимается созданием благ для удовлетворения человеческих потребностей, а также изучением и анализом этого процесса.

В понятие экономических благ, т. е. таких, которые не находятся в свободном доступе, входят различные товары и услуги. Для их создания необходимы ресурсы, которые, в свою очередь, являются косвенными экономическими благами.

Сфера хозяйственной деятельности, в которой осуществляется затрата ресурсов для создания или получения необходимых благ, называется производством. Выделяют разные исторические типы производства в зависимости от того, каким образом реализовывалась цепочка «производство – обмен – потребление».

Говорят, прежде всего, о натуральной и товарной форме производства.

Здесь мы сталкиваемся с основной проблемой экономического развития, а именно с тем, что человеческие потребности безграничны, в то время как ресурсы ограничены.

В начале XIX в. представитель классической экономической школы Жан Батист Сэй выделил три основных ресурса, или, иными словами, фактора производства - труд, земля и капитал.

Позже, уже в XX в., Йозеф Шумпетер добавил к ним еще два – предпринимательство и информацию.

Прежде чем обратиться к более детальному рассмотрению каждого из факторов, отметим общие особенности рынка факторов производства.

Если на рынке товаров и услуг фирмы выступают в качестве продавца, то на рынке факторов производства она становится покупателем. Поэтому спрос на ресурсы называют производным, так как он напрямую зависит от спроса на товары и услуги. Также надо отметить, что ресурсы обладают разной производительностью, т. е. отдачей.

Теперь рассмотрим рынок труда.

К особенностям труда как ресурса можно отнести следующее: мобильность рабочей силы, ее неодинаковую квалификацию, невозможность определить качество работника при заключении контракта, а также то, что труд всегда включает социальные, психологические, политические и другие аспекты.

Труд характеризуется производительностью, т. е. количество продукции, производимое за единицу времени, и интенсивность – затраты энергии работника за единицу времени.

Факторным доходом, т. е. тем доходом, который получают за предоставление доступа к трудовому ресурсу, является заработная плата.

На нее влияет, с одной стороны, производительность труда, а с другой – издержки на содержание и обучение работника.

Заработная плата может быть повременной, т. е. зависящей от времени, а не от производительности, и сдельной.

Первая форма применяется в тех случаях, когда сложно учесть индивидуальный вклад рабочего (как в случае с вахтерами, гардеробщицами, воспитателями).

Сдельная зависит от количества произведенной или проданной продукции, однако ее минусом зачастую может являться пренебрежение работника к качеству труда.

Поэтому сегодня широко распространены гибкие формы оплаты труда – надбавки за выполнение сверхнормы, бонусная система и т. д.

Земельные ресурсы включают в себя всю совокупность разведанных и имеющих денежную оценку природных ресурсов. Особенности этого фактора производства – его ограниченность, неподвижность, обязательность участия человека, а также зависимость от объективных климатических условий. Факторным доходом является рента.

Традиционно рента определялась как плата за пользование землей, однако в современной экономической теории ее определяют как доход от ресурса с неэластичным предложением. Рента в сумме с платежом за право пользоваться тем, что расположено на земельном участке, называется арендой.

Что касается капитала, то это понятие включает не только финансовый капитал, т. е. деньги, но и физический капитал – те блага, которые необходимы для производства других благ.

Капитал определяют как источник прибавочной стоимости, т. е. то, что способно самовозрастать.

В зависимости от того, меняет ли капитал форму и владельца в процессе производства, выделяют два вида капитала: основной (например, здания, станки), и оборотный (сырье).

Факторным доходом от капитала является процент, т. е. цена, уплачиваемая собственнику за право использования его собственности.

Предпринимательство как фактор производства представляет собой поиск наиболее эффективных комбинаций ресурсов для максимизации дохода.

Факторным доходом является прибыль, т. е. выручка предпринимателя от реализации своих товаров или услуг за вычетом издержек.

Подробнее о предпринимательстве мы будем говорить на одном из следующих уроков.

Последний фактор производства – это информация, или знания.

Рынок информации неоднороден. Структура  рынка информации очень разнообразна, он включает в себя научные и образовательные  институты, СМИ, базы хранения и т. д., также на нем существует большое количество посредников.

В большей своей массе информация бесплатна, ее количество не исчезает при потреблении, что существенно отличает ее от всех остальных ресурсов.

Это влияет и на форму возможного  существования факторного дохода, т. е. платы за использование чужой интеллектуальной собственности.

Он может выплачиваться в форме гонорара или роялти.

Иллюстрации

Ж.Б. Сэй

Шумпетер

Рента

Разделение труда

Товарное производство

Кредит

формула

Дополнительный материал

Формы производства

Натуральное производство возникло исторически первым. Оно характеризуется тем, что потребитель и производитель, как правило, совпадают. В результате распада первобытнообщинного строя постепенно возникает товарная форма производства, однако еще долгое время натуральное хозяйство остается господствующим. Возникновение товарного производства связано с разделением труда и специализацией внутри производства. Также это приводит к усилению процессов обмена не только в форме дарения, но и в форме торговли, что и задало основу современной экономической системе, в которой посредники играют практически такую же важную роль, как и производители.

Ставка процента

В случае, когда процент является факторным доходом для банков, выдающих деньги в кредит, говорят о ставке процента. Ставка процента представляет собой отношение годовой суммы процента к сумме капитала, предоставляемого в кредит. Ставка процента может быть номинальной – это отношение суммы процента, выраженной в рублях по их текущему курсу, к сумме приносящего этот процент капитала, выраженного в номинальном исчислении. Указание на номинальную процентную ставку содержится в банковской рекламе приема вкладов и предоставления кредитов. Однако необходимо учитывать инфляцию, т.е. реальный рост цен, поправка на него входит в реальную процентную ставку.

Д. Норт

Т. Нефедова

СЭЙ, ЖАН БАТИСТ   (1767–1832) – представитель французской классической школы политэкономии. Считал, что в процессе производства создаются не материальные блага, но услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами.

ШУМПЕТЕР, ЙОЗЕФ (1883–1950) – экономист и социолог. Родился в Австро-Венгрии; с 1932 в США. Сочинения по проблемам экономического цикла, истории экономических учений. Рассматривал историю политэкономии как процесс восходящего развития аналитического аппарата и методов исследований экономических явлений.

В подходе к анализу фактического материала Шумпетер придерживался свободы от оценочных суждений принципа. Первая аналитическая схема, созданная Шумпетером, описывала круговорот экономической деятельности как устойчиво равновесную систему. Центральное место этой статической модели принадлежит «новатору» -предпринимателю (фигуре, свойственной лишь капитализму), который в поисках новых возможностей получения прибыли использует банковский кредит для закупки новых факторов производства, создания новых фирм и тем самым вносит элемент динамики в описываемую модель. Вновь открытые возможности используют другие предприниматели, пока не иссякнут инвестиции и не установится новое равновесие. Таким образом, «предприниматели – это особый тип, а их поведение – особая проблема, движущая сила значительного числа важных феноменов». Их роль не сводится к чисто личной энергии и напору: помимо определенной институциональной структуры (денежной и банковской системы) предполагается еще традиция предпринимательства, хозяйственный настрой и соответствующая ему мотивация. Именно с судьбой предпринимательства Шумпетер в значительной мере связывает неизбежный, по его мнению, закат капитализма и переход к социализму.

ИЗДЕРЖКИ – выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров.

НЕЭЛАСТИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – рыночная ситуация, при которой величина предложения товара слабо реагирует на изменение цены товара.

РОЯЛТИ (англ. royalty – авторский гонорар) – фиксированные процентные платежи, которые получает автор в качестве вознаграждения за использование другими лицами или организациями собственных произведений литературы, искусства или науки, включая кинофильмы и записи для радио- и телевещания, любые патенты, ноу-хау, компьютерные программы, товарные знаки и др. Роялти также выплачивается за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта, или за пользование подобным оборудованием.