Классы
Предметы

Государство и экономика

На этом уроке все желающие смогут самостоятельно изучить тему «Государство и экономика». Мы поговорим о роли государства в происходящих в стране экономических процессах. Ведь, как известно, рынку присуще большое количество недостатков, которые отрицательно сказываются на его развитии. Как и почему государство регулирует экономику, вы узнаете в конце занятия.

 

 

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

 

Раздел 1. Человек и экономика

Урок 8.  Государство и экономика

 

Пётр Александрович Сафронов

к.ф.н., н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

При рассмотрении понятия рыночной экономики мы уже отмечали, что, хотя характерной особенностью рынка является его возможность саморегулирования, тем не менее ему присущи некоторые негативные особенности. Их называют провалами рынка. К их числу относятся такие явления, как тенденция к монополизации, отрицательные экстерналии, отсутствие социальных гарантий, социальная дифференциация.

Решение этих проблем призвано обеспечить государство, которое вмешивается в рыночные процессы, проводя определенную экономическую политику. Участие государства носит ряд важных функций. Прежде всего это правовое регулирование экономических процессов. К нему относится спецификация и защита права собственности (в том числе интеллектуальной), защита прав потребителей, наличие антимонопольного законодательства.

Обратной стороной законодательной защиты экономической деятельности является правоохранительная и судебная деятельность государства, т. е. оно выступает в качестве третьей стороны в решении конфликтов.

Еще одна важная функция государства – создание общественных благ, т. е. таких, которые удовлетворяют интересы всего общества в целом (например, общественный транспорт, дороги, оборона страны). Эти сферы финансируются из государственного бюджета.

Государство занимается также компенсацией отрицательных экстерналий, т. е. негативных последствий деятельности рынка – например, штрафные санкции в отношении компаний, превышающих нормы выброса отходов в окружающую среду.

Также государство призвано в ходе своей политики сглаживать макроэкономические колебания – бороться с инфляцией, безработицей, поддерживать курс национальной валюты.

Помимо этого к функциям государства относят создание каналов обмена информацией, а также непосредственно товарами и услугами и разработку стандартов мер и весов (в том числе и денежных знаков).

Необходимо также рассмотреть те средства, к помощи которых может прибегать государство, проводя экономическую политику. Прежде всего, как мы уже отмечали, это правовое регулирование, а также  уголовные и административные меры.

К последним относится выдача лицензий на занятие определенной деятельностью, влияние на уровень цен и валютный курс, квотирование.

Различают прямые способы государственного воздействия на экономику, которое выражается в прямом финансировании отдельных отраслей производства, выдаче пособий и льгот, и косвенное – это меры фискальной, бюджетной, денежно-кредитной политики.

Хотя участие государства призвано гармонизировать экономические процессы на рынке, тем не менее и в его деятельности можно усмотреть определенные недостатки.

Прежде всего, это несоответствие доходов и расходов государства – его в принципе невозможно объявить банкротом, а также неравномерное распределение и использование его ресурсов.

Также отсутствуют четкие критерии эффективности его деятельности.

Для того чтобы судить об эффективности экономики страны, используется система национальных счетов.

СНС – это система взаимосвязанных показателей, которые характеризуют состояние макроэкономических процессов. К таким показателям относятся объемы выпуска товаров и услуг, а также совокупные доходы и расходы. Центральное место в этой системе занимают такие показатели, как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, которые были произведены на территории страны. Вклад государства измеряется величиной заработной платы, которая выплачивается государственным служащим.

Существуют разные способы подсчета ВВП.

Первый – это вычислить сумму тех товаров и услуг, которые используются для конечного потребления и не используются для дальнейшей переработки.

Второй способ – расчет по расходам.

В этом случае суммируются потребительские расходы населения, инвестиции (например, строительство новых производственных предприятий), государственные закупки, а также чистый экспорт (т. е. разница между экспортом и импортом).

Третий способ расчета ВВП – обратный, когда складываются доходы отдельных лиц и предприятий, он представляет собой совокупность факторных доходов.

Близкий к ВВП показатель – ВНП: он определеяется как стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных при помощи факторов производства, принадлежащих стране, как на ее территории, так и за ее пределами.

Между ними существует незначительная разница, обычно около 2%.

Чистый национальный продукт, в отличие от ВНП, не включает амортизационные отчисления и показывает объем произведенной и потребленной продукции.

Если из ЧНП вычесть косвенные налоги, то мы получим величину, обозначающую национальный доход. Косвенные налоги вычитаются, так как, собирая их, государство ничего не вкладывает в производство.

Чтобы вычислить личный доход, необходимо сложить доходы до уплаты индивидуальных налогов и трансфертные платежи.

Основные показатели благосостояния страны – ВВП и ВНП – не являются абсолютно репрезентативными. Это означает, что они не учитывают многие факторы, увеличивающие или уменьшающие благосостояние общества. Например, ремонтные работы, уход за больными, репетиторство, с одной стороны, с другой – теневую экономику, рэкет, негативные результаты расширения производства (такие как истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды).

Поэтому существует большое количество других показателей, например, индекс развития человеческого потенциала или показатель чистого экономического благосостояния, которые призваны учесть и другие факторы, влияющие на экономическое благосостояние общества.

Более подробно о различных направлениях экономической политики государства мы будем говорить на наших следующих уроках.

 

 

 

Иллюстрации

 

провалы рынка

общественный транспорт

дороги

оборона

поддержание курса

ВНП
Арбитражный суд

эмблема

ВВП на душу населения

 

 

Дополнительный материал

 

Арбитражный суд РФ

В РФ существует специальный орган судебной власти, призванные регулировать споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности – Арбитражный суд. К его ведению относятся экономические споры, т. е. такие, где хотя бы одной из сторон является юридическое лицо. Его основные задачи – укрепление законности в экономической сфере, а также обеспечение единообразного толкования и применения законодательства, регулирующего экономическую сферу.

 

ВВП на душу населения

Для оценки экономического благосостояния страны часто применяется показатель валового внутреннего продукта на душу населения или на одного занятого в производстве. Для сопоставимости все показатели выражаются в единой валюте - долларах США, однако пересчет осуществляется не в соответствии с валютными курсами, а в соответствии с покупательной способностью. Тем не менее, этот показатель довольно условен, т.к. является усредненным показателем и не учитывает неоднородность распределения доходов.

 

А.Хайек, Пагубная самонадеянность

Мизес Л., Либерализм в классической традиции

К. Мэйер, Скрытые издержки регулирования

 

Текстовые сноски

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭКСТЕРНАЛИИ – это отрицательные внешние эффекты со стороны производителя, которые повышает величину предельных издержек общества. К примеру - загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, от чего страдают некоторые фирмы и общество в целом. Отрицательная экстерналии со стороны потребителя снижают значение предельного частного выигрыша (также и предельного выигрыша общества). Аналогичный пример: пробки на дорогах. При этом, автомобилисты сами создают отрицательную экстерналию и платят за это своим временем. Негативные внешние эффекты устраняются путем вмешательства государства в экономику.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ – выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций

 

КВОТИРОВАНИЕ – установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении.

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов.

 

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ – средства в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию.

 

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ – денежные выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, не связанные с выполнением ими государственной службы, а осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет; одна из схем перераспределения госбюджетных средств. Имеет три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.).

 

ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА – интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов

 

ПОКАЗАТЕЛЬ ЧИСТОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ разработан американскими экономистами В. Нордхаусом и Дж. Тобином, равен сумме ВНП и денежной оценки результатов нерыночной деятельности (например, работы по дому, выполняемые не по найму) и свободного времени  за вычетом отрицательных последствий производственной деятельности.