Классы
Предметы

Конкуренция и монополия

Вашему вниманию предлагается видеоурок «Конкуренция и монополия». На нем мы рассмотрим то, без чего не бывает никогда рыночных отношений, – конкуренция. Дадим определение этому термину, под которым понимают борьбу производителей за лучшие условия производства и сбыта товара и услуг. Также рассмотрим, что собой представляет монополия, причины ее возникновения, основные характеристики.

 

 

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

 

Раздел 1. Человек и экономика

Урок 5. Конкуренция и монополия

 

 

Пётр Александрович Сафронов

к.ф.н., н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

           

Конкуренция является одним из инструментов рынка и в существенной мере определяет возможности рынка к самоорганизации. Кроме того, конкуренция является особенностью рыночной экономики, отличающей ее от командно-административной.

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. В зависимости от того, как и между кем ведется такая борьба, выделяют различные виды рынков.

В качестве образца рассматривается экономическая модель рынка совершенной конкуренции. Он обладает следующими характеристиками: большое количество продавцов и покупателей, примерно одинаковые объемы продаж, однородностью товаров. Также необходимыми являются возможность свободного вхождения на рынок и доступность информации.

При таких условиях особенно велика угроза побочных негативных следствий рынка, или экстерналий. Экономисты в качестве иллюстрации такого вида рынка обычно приводят в пример рынок шоколада или рынок цветов. Все остальные виды рынков являются рынками несовершенной конкуренции и более приближены к реальности.

Противоположностью конкуренции, которая, однако, как мы уже говорили, является результатом естественного развития конкурентного рынка, является монополия. В этом случае отрасль исчерпывается единственной существующей фирмой. В этом случае предоставляемые ею блага являются гомогенными, чаще всего фирма при этом является собственником на невосполнимые ресурсы, присутствует эффект масштаба, что означает, что такой вид деятельности целесообразен только в очень крупных размерах.

Также монополизированный рынок означает, что существует практически непреодолимые препятствия для вхождения на него (например, исключительные права от государства, такие как патенты или лицензии). Не исключено и существование нелегальных методов борьбы.

Говорят также о естественных монополиях: считается, что они являются экономически целесообразными, так как связаны с тем, что существует уникальный источник предложения какого-либо природного ресурса. Примером может являться рынок коммунальных услуг в нашей стране.

Другой вид рынка – монополистическая конкуренция – наиболее распространен, к нему относится большая часть малого и среднего бизнеса. Он характеризуется достаточно большим числом продавцов в отрасли и относительно легким вхождением на рынок, информация является свободной, а предоставляемые блага – связанными, но не полностью одинаковыми.

Решающую роль в конкуренции имеют неценовые факторы, такие как реклама, условия продажи и т. д.

В случае, когда конкуренция существует между относительно небольшим числом фирм в отрасли, речь идет об олигополии. Обычно ее возникновение связано с эффектом масштаба и существованием высоких барьеров для входа в отрасль. Это единственный вид рынка, на котором мы наблюдаем необходимость кооперации между фирмами-конкурентами, так как они находятся в сильной взаимозависимости. Целью становится максимизация прибыли на уровне отрасли, а не для одного конкретного продавца. Сокращение количества продавцов в отрасли грозит оставшимся применением со стороны государства антимонопольного законодательства.

В качестве примера можно указать на отечественный рынок операторов мобильной связи или на организацию ОПЕК.

Последним видом рынка является монопсония.

Она отличается от всех остальных тем, что описывает ситуацию существования на рынке единственного покупателя, по крайней мере официального.

Так, например, в рамках национального рынка единственным покупателем на рынке тяжелого вооружения является государство.

 

Иллюстрации

конкуренция

коммунальные услуги

олигополии

опек

страны

 

Дополнительный материал

 

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности. Прежде всего они направлены против создания картелей и других способов раздела рынка, в следствие которых производители могли бы произвольно устанавливать цену. На местном уровне антимонопольные законы появлялись в отдельных штатах США во второй половине XIX в. Первый законодательный акт на уровне всего государства в целом был принят в Канаде в 1889, а спустя год - в США, известный как Акт Шермана. В соответствие с ним создание треста, препятствующего торговли остальных компаний в отрасли, считалось преступлением. Мерами наказания являлись штрафы, конфискации имущества, тюремные заключения и принудительное дробление собственности. Однако этот акт содержал в себе существенный изъян, т.к. под определение трестов попадали и профсоюзы, который был устранен в Акте Клейтона от 1914 г. Последний также оговаривал создание специальной комиссии, контролирующей деятельность трестов.

 

ОПЕК

ОПЕК – это организация стран-экспортеров нефти, в которую на сегодняшний момент входит 12 стран. Среди них – Иран, Ирак, Кувейт, Ангола, Катар и др. Как постоянно действующая организация ОПЕК возникла в 1960 г. ОПЕК производит около 40% от объемов мировой нефтедобычи, однако более 70% разведанных месторождений принадлежат именно странам-участникам. Изначальной цель ОПЕК было представление единой позиции экономически менее развитых стран – производителей нефти. В начале 1970-х гг. в ситуации энергетического кризиса, охватившего США и страны Европы, ОПЕК смогла изменить расстановку сил и стать активным игроком на нефтяном рынке.

 

В. Ленин, «Империализм как высшая стадия капитализма»

фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир»

 

Текстовые сноски

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭКСТЕРНАЛИИ – это отрицательные внешние эффекты со стороны производителя, которые повышает величину предельных издержек общества. К примеру, загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, отчего страдают некоторые фирмы и общество в целом. Отрицательные экстерналии со стороны потребителя снижают значение предельного частного выигрыша (также и предельного выигрыша общества). Аналогичный пример: пробки на дорогах. При этом автомобилисты сами создают отрицательную экстерналию и платят за это своим временем. Негативные внешние эффекты устраняются путем вмешательства государства в экономику.

 

ГОМОГЕННОСТЬ – однородность.

 

НЕВОСПОЛНИМЫЕ РЕСУРСЫ – ресурсы, запасы которых невозможно восстановить. Сюда в первую очередь относятся все полезные ископаемые. Каждая использованная единица такого ресурса сокращает остаточную величину его запасов. Однако некоторые из невозобновляемых ресурсов могут быть заменимыми (например, минеральные топливные ресурсы – атомной и солнечной энергией).

 

ПАТЕНТ – документ, свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на использование изобретения. Если патентное право на использование этого объекта принадлежит определенному лицу, то другое лицо не вправе использовать запатентованный объект без разрешения автора патента.

 

ЛИЦЕНЗИЯ – получение от государственных органов разрешения на осуществление внешнеторговой деятельности. Одна из форм государственного контроля за экспортом, импортом и использованием валютных средств.

 

ТРЕСТ – одна из форм экономических объединений, в рамках которых участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Преимущественное развитие тресты получили в отраслях, производящих однородную продукцию. В современный период тресты встречаются редко.