Классы
Предметы

Потребитель в системе экономических отношений

Этот видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Потребитель в системе экономических отношений». Как известно, экономическая наука склонна представлять потребителя как тотально рациональное существо. На этом уроке изучим современного потребителя в системе экономических отношений, взяв за основу понятие «предельная полезность».

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

 

Раздел 1. Человек и экономика

Урок 10.  Потребитель в системе экономических отношений

 

Пётр Александрович Сафронов

к.ф.н., н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

При анализе поведения потребителя экономическая теория исходит из предпосылке о том, что это поведение является рациональным. Мы уже говорили о том, что один из центральных представителей классической школы – Адам Смит ввел термин homo economicus, т. е. человек экономический. Это означает, что, находясь в условиях ограниченности ресурсов и имея все возрастающие потребности, человек старается или получить максимальную выгоду при определенных затратах, или минимизировать затраты для достижения определенной выгоды.

Рациональное поведение предполагает целесообразность деятельности субъекта.

В качестве такой цели экономическая теория признает получение максимальной полезности.

Полезность является субъективной категорией: делая выбор, потребитель сам решает, что для него является более или менее полезным и какую потребность необходимо удовлетворить в первую очередь.

В рамках неоклассической школы была разработана так называемая теория предельной полезности.

Она основана на рассмотрении двух основных факторов – общей и предельной полезности.

Общая полезность (total utility) – это то удовлетворение, которое человек получает от использования всех имеющихся у него благ определенного вида. Предельная полезность (marginal utility) – это изменение общей полезности при добавлении еще одной единицы блага.

Был сформулирован закон убывающей предельной полезности, который гласит, что по мере увеличения количества потребляемого блага полезность каждой дополнительной единицы будет падать.

Рассмотрим на графике связь общей и предельной полезности. Кривая общей полезности показывает, что по мере увеличения потребления, полезность (которая измеряется в ютилях) возрастает. Однако кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, что иллюстрирует закон убывания предельной полезности. Мы видим, что когда общая полезность достигает максимума, предельная полезность потребляемого блага равна нулю. Если предположить, что потребитель поведет себя нерационально и продолжит приобретать это благо, то кривая TU приобретет отрицательный наклон, а MU будет иметь отрицательное значение.

Отметим, что кривая предельной полезности выглядит так же, как и кривая спроса. Это говорит нам о том, что потребитель будет приобретать дополнительные единицы товара лишь в том случае, если они будут продаваться по очень низкой цене. То есть обратная зависимость объема спроса от цены является в том числе следствием убывающего характера предельной полезности.

Кривая, которая демонстрирует ситуацию выбора потребителя, называется кривой безразличия (когда речь идет о фирмах, ей соответствует кривая производственных возможностей).

По осям откладывается количество разных благ, между которыми выбирает потребитель.

На этом графике существует зона замещения – такой участок, на котом возможна эффективная замена одного блага другим. Так же мы можем отобразить бюджетную линию – она отражает, какая комбинация потребления доступна индивиду при имеющемся у него доходе. Точки, находящиеся внутри, означают, что не весь доход потребителя потрачен. Если точка располагается на бюджетной линии, значит, все доступные средства израсходованы.

Если точка оказывается за пределами этой линии – такой набор товаров является недоступным.

Совмещение кривой безразличия и бюджетной линии дает нам представление о равновесии потребления. Если доход потребителя будет расти, то бюджетная линия сместится вправо.

Если при этом изменится цена на один из товаров, допустим, она снизится на товар Х, то бюджетная линия изменится следующим образом (см. ниже).

Оптимум потребления иллюстрируется следующим графиком (см. ниже).

Итальянский экономист Вильфредо Парето сформулировал следующее суждение: «Всякое изменение, которое не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением».

Оптимумом является такая ситуация, когда нельзя улучшить свое положение без ухудшения какого-либо фактора.

Оптимум Парето является критерием экономической эффективности.

Теория поведенческого потребления является важной частью экономической теории, так как ожидания той или иной стратегии этого поведения определяет производственную деятельность.

Это означает экономический суверенитет потребителя.

 

Иллюстрации

 

А. Смит

предельная полезность

 

кривая безразличия

зона замещения

рост дохода

снижение цены на товар

оптимум

В. Парето

Веблен

 

Дополнительный материал

 

Парадокс воды и бриллиантов

Существует известный парадокс воды и бриллиантов, который впервые был сформулирован А. Смитом. Его суть заключается в следующем: почему цена воды, которая значительно полезнее для человека, значительно ниже цены на бриллианты? Ответ на этот вопрос дает рассмотренный нами закон убывающей полезности. Вода встречается на Земле гораздо чаще бриллиантов, а это означает, что нам проще осуществить прирост потребления этого блага, что ведет к снижению полезности и, соответственно, к паданию цены на него. Ценность бриллиантов обусловлена не столько их полезностью, сколько редкостью. Сходное явление описывает эффект Веблена, когда при прочих равных условиях чем выше цена на определенные товары, тем выше спрос на них, а падение цены рассматривается как сигнал об ухудшении его качества.

 

 

 

Эффект замещения и эффект дохода

Эффект замещения означает, что относительное удешевление одного товара приводит к росту объема спроса на него. Если цена на товар снизилась, но при этом потребитель приобрел такое его количество, которое ему изначально и было нужно, мы имеем дело с эффектом дохода (т. е. у потребителя остались деньги).

Если мы имеем дело с нормальными товарами, то оба эффекта действуют в одном направлении – вызывают увеличение спроса при снижении цены. Если рассматриваемые блага относятся к низшей категории, то эффект дохода будет означать снижение спроса на такой товар.

 

 

Текстовые сноски

 

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – соответствие, обоснованность, целесообразность, противоположность иррациональности.

 

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА – направление в западной политике, экономике, методологии, основу которого составляет теория маржинализма. Она стремится обосновать оптимальное использование ресурсов и выявить принципы установления экономического равновесия в условиях свободной конкуренции, свести к минимуму государственное вмешательство в экономику.

 

ПАРЕТО, ВИЛЬФРЕДО (1848–1923) – итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии. Пытался математически обосновать взаимозависимость экономических факторов, включая цену. Парето рассматривал общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди, составляющие элиту. История, по Парето, – арена постоянной борьбы элит за власть, в ходе которой осуществляется их смена («циркуляция элит»).

 

ВЕБЛЕН, ТОРСТЕЙН (1857–1929) – американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (Парадокс) Веблена». Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии.

 

НОРМАЛЬНЫЕ БЛАГА – блага, потребление которых возрастает или падает пропорционально к доходу потребителя. Эластичность спроса по доходу у нормального блага является положительной.

 

НИЗШИЕ БЛАГА – в теории потребления товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода. С ростом дохода кривая спроса на такое благо сдвигается влево. Эластичность спроса по доходу неполноценных благ отрицательна. Особой категорией неполноценных благ являются блага Гиффена.