Классы
Предметы

Мораль

На уроке будут рассмотрены следующие вопросы: что такое «мораль», какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей, чем отличается моральное регулирование от правового.

 

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.К морали относят также и психологические аспекты – эмоции, переживания и т. п.

Марк Туллий Цицерон – древнеримский политик, философ, оратор. Ввёл понятие морали

Рис. 1. Марк Туллий Цицерон – древнеримский политик, философ, оратор. Ввёл понятие морали (Источник).

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

- натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

- теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

- социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические ин­тересы людей;

- культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека.

Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей. Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные нормы и принципы возникают в определенных жизненных условиях в рамках различных групп общества, а затем могут распространяться на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами поведения. Нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия.

По своему содержанию моральные нормы в обществе не однозначны. Это обусловлено существованием так называемой групповой морали, т. е. системы нравственных норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. (Рис. 2)

Пример морали криминальной части общества, где групповая мораль особого типа, вступает в конфликт с общественной моралью

Рис. 2. Пример морали криминальной части общества, где групповая мораль особого типа, вступает в конфликт с общественной моралью (Источник).

Моральные требования и представления:

1. нормы поведения (рис. 3)

«Не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.

Рис. 3. «Не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д. (Источник).

2. моральные качества (рис. 4)

Доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.

Рис. 4. Доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д. (Источник).

3. нравственные принципы (рис. 5)

Коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д.

Рис. 5. Коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д. (Источник).

4. морально-психологические механизмы (рис. 6)

Долг, совесть

Рис. 6. Долг, совесть (Источник)

5. высшие моральные ценности (рис. 7)

Смысл жизни; свобода; счастье и т. д.

Рис. 7. Смысл жизни; свобода; счастье и т. д. (Источник)

Важнейшие функции морали в обществе:

- регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

-  ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

- мотивационная –  моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

- конститутивная (от лат. constitus – утвердившийся, установленный) – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

-  координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов – жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Хотя большинство моральных норм – это неписаные заповеди и требования, многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных организаций, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях.

Стоит также указать, на единство и взаимодействие права и морали.

1. И нормы права, и нормы морали – разновидность социальных норм.

2. Нормы права и нормы морали имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения.

3. Нормы права и нормы морали определяют границы должных и возможных поступков членов общества.

4. Нормы права и нормы морали решают одну задачу – упорядочить общественную жизнь.

5. Мораль осуждает все правонарушения и особенно преступления.

6. Мораль составляет основу права. Право иногда определяют как «юридически оформленную нравственность».

7. Фактические обстоятельства многих юридических дел оцениваются через нравственные критерии, например унижение чести и достоинства, понятий цинизма, низменных побуждений и др.

Это говорит о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут быть основанием юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов является в некоторых случаях основанием для наступления правовых последствий (санкций).

8. Государство оказывает влияние на формирование морали. Такое влияние оказывается и через право, и политику, и идеологию – всю систему отношений в обществе и государстве.

Также имеются и отличия между правом и моралью:

По процессу формирования:

- Нормы права исходят от государства, им же отменяются, дополняются либо изменяются.

- Моральные установки создаются всем обществом в процессе взаимного общения людей.

 По форме закрепления:

- Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах (законах, указах, постановлениях).

- Нормы морали, в большинстве случаев, не имеют четких форм выражения, а возникают и существуют в сознании людей.

По характеру регулятивного воздействия:

- Нормы права регулируют отношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного – неправомерного, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого.

- Мораль подходит к человеческим поступкам с позиции добра и зла, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, долга и т. д. Моральные нормы воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т. п.

По способу обеспечения:

- Право обеспечивается государством через аппарат принуждения, который контролирует соблюдение правовых норм и наказывает их нарушителей (применяет юридические санкции).

- Мораль опирается на силу общественного мнения. Само общество (его часть) решает, как воздействовать на не соблюдающих моральные запреты. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций.

По сферам действия:

- Право регулирует не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, управление, правосудие).

- Сфера морали шире правовой. Моральные нормы оценивают практически все виды и формы взаимоотношений между людьми, как, например, любовь, дружба, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т. д.

 

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. – М.: 2008. – 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. – М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. – М: «Русское слово», 2011.
  4. Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова. – М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 510 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Abccba.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Guseinov.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Psylist.net (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 30 учебника Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т., и дайте ответы на вопросы 1–6 на с. 314.
  2. Используя учебник Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова, дайте определение таким понятиям, как гедонизм, добро и зло, долг, мораль, нравственность, поступок.
  3. Выполните задания учебника Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А. 1–4 на с. 314–315.
  4. Прочитайте источник, учебник Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А., и ответьте на вопросы на с. 315–316.