Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Наука

Что значит понятие «наука»? Какие бывают науки, и почему научное знание развивается по разным направлениям? Может ли человек обойтись без научного знания? Ответы на эти вопросы вы найдете на данном уроке.

 

Наука – форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственную цель постиже­ния истины и открытия объективных законов. (Рис. 1)

Наука

Рис. 1. Наука (Источник)

Современная наука – явление многогранное по своим ос­новным признакам и характеристикам.

С помощью научного познания становятся достижимыми явления, связи, отношения, существующие объективно, т. е. независимо от воли и мнения людей. Например, сформулированные в физике законы термодинамики никто не может «отменить», подвергнуть сомнению, так как они объективны.

Наука – сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Функции современной науки

1. Культурно-миро­воззренческая – помогает человеку не только объяснить из­вестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему. (Рис. 2)

Научный подход помогает рассмотреть явле­ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз­зрение, научные представления – часть общего образования, культуры

Рис. 2. Научный подход помогает рассмотреть явле­ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз­зрение, научные представления – часть общего образования, культуры (Источник)

2. Познавательно-объяснительная – осуществляет познание и объяснение уст­ройства мира и законов его развития. (Рис. 3)

По­зна­вая дей­ст­ви­тель­ность, че­ло­век стре­мит­ся уяс­нить пра­ви­ла и за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рым под­чи­нен ок­ру­жаю­щий мир

Рис. 3. По­зна­вая дей­ст­ви­тель­ность, че­ло­век стре­мит­ся уяс­нить пра­ви­ла и за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рым под­чи­нен ок­ру­жаю­щий мир (Источник)

3. Прогностическая – осуществляет прогнозирование последст­вий изменения окружающего мира, рас­крывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомен­дации по их преодолению. (Рис. 4)

Прогнозировать будущее возможно с помощью научных методов, а также возможно предвидеть сам результат предсказания

Рис. 4. Прогнозировать будущее возможно с помощью научных методов, а также возможно предвидеть сам результат предсказания (Источник)

Результатом научной деятельности является система знаний, формирующая научную картину мира, которая отражает законы и закономерности, действующие в природе и обществе, дает возможность объяснить и предсказать протекающие в них процессы и явления.

Особенности науки

1.Целью научного познания является исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и обществе.

2. Научное знание не зависит от влияния познающего субъекта. В отличие от других способов отражения действительности, научное знание не может быть субъективным.

3. Научное познание рационально.

4. Научное знание имеет системный характер. Взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории, которые раскрывают законы и закономерности, действующие в исследуемой области. При этом элементы научного знания не должны противоречить друг другу.

5. Научное познание доказательно, то есть истина научного знания должна быть обоснована.

6. Научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы.

7. Каждая наука имеет свой объект и предмет. Один и тот же объект может изучаться различными науками. Но каждая наука имеет свой собственный предмет – ту относительно самостоятельную сторону объекта, которая находится в центре внимания данной науки.

8. Наука имеет свой специфический язык, с помощью которого обозначаются понятия и категории.

9. Наличие собственной совокупности методов исследования.

Научные методы

Метод – это способ познания объекта изучения.

1. Философские методы определяют наиболее общие подходы и принципы научного исследования – диалектический и метафизический методы.

2. Общенаучные методы применяются во всех науках – анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и др.

3. Частнонаучные методы применяются той или иной наукой и обусловлены природой изучаемого объекта – метод опросов (социология).

Классификация наук

1. Естественные – науки о природе: физика, химия, биология и т. д. (Рис. 5)

Физические, химические явления

Рис. 5. Физические, химические явления (Источник)

2. Гуманитарные – науки об обществе: история, социология, политология и т. д. (Рис. 6)

Повесть временных лет – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII в.

Рис. 6. Повесть временных лет – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII в. (Источник)

Гуманитарные науки – это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

1. Абстрактные – науки об идеальных объектах, т. е. объектах, созданных человеческим сознанием: математика, логика. (Рис. 7)

Евклид (греч. около 365 – около 300 до н. э.) – древнегреческий математик и признанный основоположник математики

Рис. 7. Евклид (греч. около 365 – около 300 до н. э.) – древнегреческий математик и признанный основоположник математики (Источник)

Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют научно логическим выводом.

Внутренние законы науки:

- преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых);

- чередование относительно спокойных пери­одов развития и периодов «крутой ломки»; фундаментальных законов и принципов (научные революции);

- сочетание процессов дифференциации и ин­теграции;

- углубление и расширение процессов матема­тизации и компьютеризации.

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но, нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка. Вме­сте с тем про­из­вод­ст­во зна­ний в об­ще­ст­ве не са­мо­дос­та­точ­но, оно не­об­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

 

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. – М.: 2008. – 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. – М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. – М: «Русское слово», 2011.
  4. Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова. – М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 510 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Академик (Источник).
  2. Элементы большой науки (Источник).
  3. Интернет-портал Dmoz.org (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Прочитайте учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и дайте ответы на вопросы 1–8 на с. 323.
  2. Используя учебник Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник / В.В. Барабанов, И.П. Насонова, дайте определение таким понятиям, как наука, этика науки, инновации.
  3. Выполните задания учебника Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс 1–8 на с. 323–324.
  4. Прочитайте источник, учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс, и ответьте на вопросы на с. 325–326.