Классы
Предметы

Подросток: кто это?

Понятие возраста. На этом уроке мы постараемся обсудить такие важные вопросы, как разница в возрасте. Что такое подростковый возраст? Какие проблемы волнуют подростков? Что нужно, чтобы сложности и особенности возраста не мешали межличностным отношениям.

Тема: Человек

Урок: Подросток: кто это?

1. Актуализация опорных знаний

На предыдущем занятии мы рассмотрели понятие личность; узнали, как формируется личность, а также об этапах ее формирования. Стоит сказать о том, что этапы формирования личности связаны и с нашими физиологическими изменениями.

Сегодня мы поговорим о том, что имеют в виду под словом «подросток». В понятии «подростковый возраст» выделяют два периода: младший (примерно 5-6 классы) и старший (7-8 классы).

дети   дети
     

Рис. 1 (Источник)
 
Рис. 2 (Источник)

Дети младшего и старшего подросткового возраста соответственно

В возрасте 10-12 лет человек переживает младший подростковый возраст, именно его вы сейчас и переживаете.

2. Особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерны многие изменения как внешние, так и внутренние. Иногда этот возраст называют «вторым рождением». В таком сравнении есть доля правды, поскольку изменения, происходящие в организме в этот период, очень серьезны. Подростковый возраст – это период перехода из детства во взрослую жизнь. Когда наступает подростковый период, человеку, как правило, становится интереснее общаться с взрослыми людьми, он начинает интересоваться тем, о чем разговаривают взрослые люди, и даже в одежде и по поведению хочет быть похожим на взрослых.

Дети подражают взрослым

Рис. 3. Дети подражают взрослым (Источник)

Изменения происходят и в общении: подросток учится общаться как взрослый самостоятельный человек. Хотя к этому времени в семье уже сложились определенные отношения, и дети успешно манипулируют родителями: знают, к кому подойти, чтобы получить разрешение на что-то; знают, к кому прийти, чтобы пожалели и пр. Но наступает время, когда хочется отойти от этого, хочется, чтобы к тебе относились как к взрослому, считались с твоим мнением. Каждый человек переживает это время.

3. Физиологические проблемы подростка

Этот период сопряжен с проблемами как физиологического, так и психологического свойства. К физиологическим проблемам можно отнести рост. Наверняка, вы заметили, что ваши младшие братья или сестры быстро растут, и вы также быстро растете, а то и быстрее. Подростковый возраст – это период наиболее активного роста, скелет ребенка начинает формироваться по типу скелета взрослого человека.

Скелет взрослого человека   Скелет взрослого человека
     

Рис. 5. Скелет взрослого человека и ребенка в сравнении (Источник)

Вы знаете, что скелет ребенка серьезно отличается от скелета взрослого человека, даже количество костей и их состав у них отличается. Поэтому сейчас для шестиклассников наступает напряженный период.

Вы могли замечать, как после летних каникул вырастали ваши одноклассники. При этом можно быть уверенным, что девочки обгонят мальчиков. Это тоже заложено в нашей физиологии – девочки растут быстрее. Только к 15-16 годам парни догонят и перегонят девочек.

Еще одним физиологическим проявлением подросткового возраста является активное наращивание мышечной массы.

Подросток много и часто ест, это необходимо ему для роста и энергии. Человек относится к классу млекопитающих, и у него должна поддерживаться постоянная температура – 36,6. Чтобы поддерживать такую температуру, организм должен сжигать энергию, которую человек получает из пищи. Таким образом поддерживается баланс. Поскольку организм должен обеспечивать поддержание функций жизнедеятельности, да еще и поддерживать активный рост подростка, вам необходимо больше пищи, нежели ранее. Следовательно, увеличивается масса тела.

4. Эмоциональные проблемы подростка

Часто в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неустойчивость: из хорошего настроение может мгновенно превратиться в плохое и наоборот. Такие перепады настроения происходят потому, что нервная система не успевает за изменениями в эмоциональной сфере и иногда выдает «неправильные» реакции на определенные ситуации.

Если вы знаете, что происходит с вашим телом и с вашей эмоциональной сферой, ориентируетесь в процессах, происходящих в вашем организме, вам должно быть гораздо легче пережить это время. Ведь не зря говорят «Предупрежден – значит вооружен». Информация, полученная сегодня поможет вам правильно, не пугаясь, воспринимать изменения, происходящие с вами.

5. Важность осознания особенностей своего возраста

Каждый возраст важен для человека. Детство необходимо для осознания основных направлений жизнедеятельности человека, основным способом осознания окружающей среды для ребенка, является игра. Следующий период – отрочество – закладывает основы того, каким вы будете в будущем, основы формирования вас как полезного члена общества. Каждый этап (юность, зрелость, молодость, старость) необходим. Поэтому вы должны понимать, что этап, который вы переживаете сейчас, это не что-то проходящее, что стоит кое-как пережить и поскорее забыть, только потому, что вы в чем-то можете быть собой недовольны (внешность, голос, реакции).

6. Как пережить подростковый возраст?

Помните, что нормальными для вашего возраста являются утомляемость даже после небольших физических или умственных нагрузок; нормально то, что вы не всегда можете понимать то, о чем вам рассказывают на уроках. Бывает, что раньше человек хорошо понимал, допустим, математику, но вдруг не смог решить простейшее уравнение, а потом разобрался и в этой теме и в следующих.

Нормально, если вы не все понимаете из урока

Рис. 6. Нормально, если вы не все понимаете из урока (Источник)

Подростковый возраст – естественный возраст активного развития человека, нужно только правильно его понимать и воспринимать. Еще раз подчеркнем, что знание – сила. Т.е. если вы правильно понимаете, что происходит с вами, вы сможете заложить правильные основы для будущей жизни уже как полноценного взрослого человека.

 

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.. – Просвещение, 2004 (Источник).

2.  Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 184 с. (Источник).

3.  Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.

4.  Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. – Дрофа, 2013.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Рsycholog72.ru (Источник).

2. Личность подростка (Источник).

3. Детская медицина (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Ответьте на вопрос на стр.28. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение.

2. Постарайтесь описать особенности подросткового возраста, которые присущи вашему однокласснику или вам.

3. *Составьте портрет типичного подростка с его особенностями, воплотите его в определенную форму (коллаж, рисунок). Проанализируйте, чем вы похожи на него.