Классы
Предметы

Мы - многонациональный народ

На данном уроке мы поговорим о том, что составляет главное богатство России, то есть о её многонациональном народе. Мы узнаем, почему так важно помнить свои корни, но при этом уважать представителей всех других национальностей. Также мы поймём, что даже среди малочисленных народов могут встречаться люди, которые оказали значительное влияние на всю мировую цивилизацию.

Тема: Родина

Урок: Мы – многонациональный народ

1. Россия – огромная страна

Сегодня нас ожидает сложный и по-настоящему серьёзный разговор, ведь мы будем говорить о многонациональном народе Российской Федерации. Это сложная проблема, потому что проблема контактов между разнообразными народами, их совместного проживания – это всегда сложная и болезненная тема.

Мы уже говорили с вами о том, что Россия – это по-настоящему огромная, колоссальная страна. Во-первых, мы занимаем необъятное пространство: площадь нашего государства больше, чем целый материк – Австралия, мы больше США и Канады, площадь многих европейских государств в десятки раз меньше площади России. Во-вторых, наша страна имеет огромную численность населения. Конечно, есть страны , где населения намного больше, например, Китай или Индия, но вместе с тем в России сейчас проживает порядка 140 миллионов человек, это очень большое число. Самое главное, что эти 140 миллионов – это представители самых разных народов, и нельзя выделить основной, главный народ.

Россия – огромная страна 

Рис. 1. Россия – огромная страна (Источник)

2. Многонациональный народ

В Статье 3.1. Конституции РФ чётко указано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Не какая-то отдельно взятая нация, а именно многонациональный народ должен принимать все решения относительно нашей страны. Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Соответственно, наши национальные отличия в данном случае являются лишь фактором нашего культурного разнообразия. Конечно, у разных народов есть местные диалекты, свои специфические традиции. Как правило, все народы, проживающие на территории Российской Федерации, это народы очень древние, для них характерны очень интересные, подчас уникальные обычаи. Забывать это наследие было бы преступным по отношению не только к этим народам, но и вообще всей человеческой цивилизации. 

В ночь на Ивана Купала

Рис. 2. В ночь на Ивана Купала (Источник)

Если посмотреть на наше общество с политической и социальной точки зрения, то мы ни в коем случае не имеем права выделять какой-то отдельный народ в качестве главенствующего. Самым многочисленным народом в нашем государстве является русский народ, сомнений быть не может. Это народ, который, по сути, и создал наше государство, он является его направляющей силой с точки зрения культурного объединения. Русский язык является языком межнационального общения между всеми народами нашего государства. Но вместе с тем, ещё раз подчеркнём, абсолютно все народы, проживающие на территории нашей страны, являются равноправными и в равной степени ответственности должны сохранять этот непреложный статус: равенство всех со всеми.

3. Малочисленные народы

Россия – очень богатая страна, мы фактически имеем в наших недрах всю таблицу Менделеева в качестве полезных ископаемых. У нас развитая мощная промышленность, хотя после распада Советского Союза наша промышленность очень серьёзно пострадала технологически. Но даже тот базис, который остался от Советского Союза, модернизированный сейчас, - это достаточно мощная индустрия, которая может поспорить с ведущими промышленно развитыми странами мира. Самое главное богатство России – это, безусловно, её люди. Учёные, писатели, архитекторы, инженеры, врачи, учителя, военные  - эти профессии можно перечислять практически бесконечно, и практически в каждой профессии мы найдём нашего соотечественника, который внёс бы существенный вклад в мировую цивилизацию своей жизнью, трудом и творчеством. Причём самое интересное, что это были представители самых разных народов. Это не только русские люди, украинцы и белорусы, но и представители так называемых малочисленных народов России, которые зачастую исчисляются тысячами или десятками тысяч человек. В масштабах многомиллионной страны это, конечно, немного, но это не означает, что эти народы малые. Ведь от количества представителей народа не зависит его значимость для мировой цивилизации. Просто представьте себе: в древнегреческом полисе Афины жило около 10 тысяч человек. Практически в одно время жили такие великие люди как Платон и Аристотель, все они читали труды Геродота и философствовали над ними. И это при  том, что это был очень маленький полис с небольшой численностью населения. Но многих великих древних греков мы знаем до сих пор. Как видим, качество не всегда зависит от количества. Все мы вносим определённую лепту в торжество нашего многонационального народа 

Древние Афины 

Рис. 3. Древние Афины (Источник)

4. Представление о русских

Конечно, все нас вместе вне зависимости от национальности иностранцы называют русскими. Если вы поедите куда-нибудь за границу, какой бы национальности вы ни были, узнав о том, что вы приехали из России, вас будут считать русским. Очень сложно объяснить иностранцу, что ты на самом деле аварец, или ингуш, или бурят, или представитель какой-то другой национальности. Для всех иностранцев мы русские. Исторически так сложилось, что именно русский народ объединял, сплачивал между собой эти разрозненные культуры. Огромное количество культур было собрано воедино, и теперь мы вместе троим наше Отечество. Но в этом не должно быть ничего обидного, это совершенно нормально. В конце концов,  мы тоже называем всех жителей США американцами вне зависимости от того, коренные ли они жители этой страны, то есть те самые североамериканские индейцы, или это эмигрировавшие в США жители Китая или европейцы. Для нас все они американцы вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз и других национальных особенностей. По такой же логике мы все являемся русскими.

Американцы  

Рис. 4. Американцы (Источник)

5. Итоги урока

Но это отнюдь не означает, что все мы должны представлять собой среднестатистическую, обобщённую массу. Забывать свои корни не стоит. Если вы – представитель какого-то самобытного народа, у которого есть свой язык, возможно, даже национальная письменность, свои обычаи и традиции, национальная кухня, фольклор, то забывать этого ни в коем случае нельзя. Наоборот, это нужно культивировать и передать будущим поколениям.

Национальная кухня – гордость Бурятии

Рис. 5. Национальная кухня – гордость Бурятии (Источник)

Итак, мы поговорили сегодня о том, что составляет главную ценность нашего государства, то есть о его народе, в том числе, о каждом из вас. При этом очень важно быть ответственным человеком и понимать, что мы все вместе – это единое целое, но одновременно все мы самостоятельные люди, отдельные личности. Мы – люди, объединённые по каким-то интересам, люди, объединённые по национальным признакам, и все мы обязаны уважать и отдельных граждан нашего государства, так и группы людей. Иначе, если это будет фактором нашего разобщения, мы как государство попросту перестанем существовать.

А на следующем уроке мы поговорим о таком человеческом качестве как доброта. Мы узнаем о природе доброты и её особенностях, о том, как быть добрым человеком.

6. Национализм

Национализм – это довольно опасное заблуждение, особенно в рамках такого государства, каким является Россия. Национализм – это идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. В чём же заключается опасность национализма? Зло заключается в том, что наше государство состоит из множества народов, о чём мы уже говорили в ходе основного урока. Представьте себе такую опасную ситуацию, если мы сейчас объявим, что какой-то отдельно взятый народ является основным, титульным, а все остальные народы – второстепенные. Таким образом, мы попросим остальные народы просто покинуть территорию нашей страны. И эти народы, оскорблённые, поедут туда, где они жили исторически. В таком случае очень быстро окажется, что Российская Федерация, огромное государство, которое создавалось тысячелетиями, причём создавалось путём не железа и крови, а путём культурного объединения народов, сплочения их в единое целое, очень быстро перестанет существовать. Россия состоит из субъектов, причём много этих субъектов так называемые национальные, то есть это те части нашей страны, в которых проживает титульный народ.

Многообразие народов России

Рис. 6. Многообразие народов России (Источник)

Например, народ ингушей живёт преимущественно в республике Ингушетия, а даргинцы населяют республику Дагестан. Ненцы – это народ, который заселил побережье Северного Ледовитого океана, а карелы составляют основное население республики Карелия. Если в государстве будет крепнуть национализм, получится, что эти народы не захотят покидать обжитых земель, а вместо этого захотят создать самостоятельные государства. Тогда наша большая Родина перестанет быть таковою. Такие вещи мы, конечно же, не можем себе позволить хотя бы в силу того, что наше государство является федерацией. Выхода из состава федерации быть не может. Мы – единый монолит, единое целое. Поэтому мы все вместе должны сказать «нет» национализму.

 

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. - 184 с.

3.  Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс.  - Дрофа, 2013.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Этнический и религиозный состав населения (Источник).

2.  Российская Федерация многонациональное государство (Источник).

3.  НАЦИОНАЛИЗМ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Выполни задание «Проверь себя» на странице 188. Учебник: Виноградова Н.Ф.,  Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. -  Просвещение, 2004.

2.  Как ты считаешь, справедливо ли называть какой-либо народ «малым»? Почему?

3. *Составь своё генеалогическое дерево. Представителями каких национальностей были твои предки?