Классы
Предметы

Экономика семьи

На данном уроке мы рассмотрим, какие эталоны и правила жизни русской семьи существовали в разные времена. В частности, мы поговорим о «Поучении детям» Владимира Мономаха, о «Домострое» как образце жизни русской семьи в Средневековье.  Также поговорим о реформах Петра Великого с точки зрения изменений в семье, получения женщинами социальных прав. Мы разберёмся, что такое экономика семьи, почему так важно, чтобы каждый член семьи понимал, какие предметы семье необходимы в первую очередь.

Поучение Владимира Мономаха

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как важно вести совместное хозяйство в семье. Мы останавливались на том, что это важно, в том числе, для того чтобы сплотить семью, укрепить её. Экономические процессы более сложные, здесь речь идёт о том, как правильно распределить те возможности и ресурсы, которые есть в семье, для того чтобы каждому члену семью удалось удовлетворить свои потребности и желания. Сейчас будет уместным поговорить о том, как воспринималась семья в исторической ретроспективе в России, как рассматривали ведение домашнего хозяйства наши предки. Об этом и пойдёт речь сегодня.

Итак, поговорим об истории российской семьи. Если мы вспомним древние времена, то окажется, что наши предки уже тогда задумывались над тем, как правильно вести домашнее хозяйство. В своём знаменитом «Поучении к детям» великий русский князь Владимир Мономах (рис. 1), как хороший отец и хозяин в своей семье, чётко, шаг за шагом разложил, что должен делать каждый член семьи, для того чтобы такая семья была крепкой, дружной и богатой. Богатство – это важная часть семейной жизни и жизни любого человека. Дело даже не в том, насколько вы богаты, важно то, что вы сами заработали эти деньги и сумели их сохранить. Вот Мономах и учил, как это сделать.

Владимир Мономах

Рис. 1. Владимир Мономах (Источник)

Самыми отвратительными сторонами человеческого характера, человеческой натуры Владимир Мономах считал леность и праздность. Видимо, это вечная истина. Лень – это очень опасный для человека уход от своих обязанностей. Конечно, лень притягательна, ведь каждому из нас всегда хочется немножко полениться. Лень коварна, она затягивает человека в свои сети и, в конечном итоге, превращает его в ни на что не способное существо. Не случайно в христианстве леность, праздность является смертным грехом. В это сложно поверить, но в христианской морали даже убийство не считается таким страшным грехом, как лень, так как она подчиняет и убивает человеческую душу (рис. 2)

Лень в исполнении польской художницы  Марты Дахлиг

Рис. 2. Лень в исполнении польской художницы  Марты Дахлиг (Источник)

«Домострой»

Несколько позднее Мономаха монах Сильвестр, знаменитый деятель русской истории, советник Ивана Грозного, внесший большой вклад в развитие нашего государства, написал специальный трактат под названием «Домострой». Это сочинение на долгие годы определило способ организации русской семьи. Согласно этому произведению жизнь русского человека была расписана буквально по крупицам. Хозяин дома по этой книге мог учиться от начала и до конца. Всё то, что необходимо для ведения домашнего хозяйства, там было отражено: что покупать, а что не покупать, какие вещи в доме считать лишними, а какие – необходимыми, как должны члены семьи вести себя во время прихода гостей. В данный период времени члены семьи были не равны в социальном плане: муж был гораздо выше по своему социальному статусу, нежели женщина вне зависимости от их обязанностей в семье. Женщина могла работать с утра до ночи, но в любом случае она была принижена по отношению к мужу. Это, в том числе, исходило из религиозного мировоззрения тех времён, потому что даже в церковном обряде венчания тех времён (рис. 3), вне зависимости от роста брачующихся, корона мужа всегда держалась выше короны жены. «Домострой» крайне чётко фиксировал, что муж в семье выше, чем жена.

Илья Репин. Венчание Николая II Александровича и великой княжны Александры Фёдоровны

Рис. 3. Илья Репин. Венчание Николая II Александровича и великой княжны Александры Фёдоровны (Источник)

Реформы Петра Великого

Ещё позднее, уже в XVIII веке, появились новые  эталоны в жизни общества и в жизни русской семьи. Разумеется, это было связано с реформами Петра Великого (рис. 4). Реформы Петра действительно перевернули во многом русскую жизнь. Размеренный ход русской жизни был потревожен. Хорошо это или плохо – спорный вопрос даже для профессиональных историков, мы не будем рассматривать его в рамках этого курса. В России на то время существовало две основные идеологические группы: славянофилы – которые были, в основном, против Петра, и западники, которые полностью поддерживали политику царя, считали, что только курс «на запад» может возродить Россию. Славянофилы же утверждали, что Пётр является «убийцей» собственного народа. Но для нас важен сам факт того, что действительно русская жизнь изменилась кардинально, изменилась даже одежда, в которой ходили русские люди. Пётр заставил россиян брить бороды, пить чай, есть картофель, который, кстати, изначально называли «чёртовой ягодой». Изначально, когда этот корнеплод был привезён в Россию, люди в своём невежестве ели ягоды и травились, корешки же научились есть намного позже, тогда и поняли, что это полезный и безопасный продукт. Но эти изменения чисто внешние, а произошли очень глубокие внутренние изменения. При Петре роль женщины внутри семьи начинает расти, и постепенно, шаг за шагом женщины отвоёвывают себе достойное место в российском обществе. Женщины и мужчины со временем становятся равноправны. Этот путь был очень долог, прошло много времени, почти три столетия, прежде чем женщины  получили равные с мужчинами права в семье и в обществе. Но они это сделали, они этого добились.

Петр I

Рис. 4. Петр I (Источник)

Экономика семьи

Также крайне важным изменением было то, что впервые при Петре появляется много заимствованных терминов. Одним из таких терминов становится «экономика». Мы смотрим на то, как развивается государство и как формируется наша с вами семейная жизнь с точки зрения большой науки. Оказывается, экономика – это не какая-то оторванная от жизни наука, а то, что применимо к нам, к нашей повседневной жизни, так сказать, к нашему карману.

Само значение термина «экономика» достаточно близко каждому человеку. Слово «экономика» происходит от греческих «дом» и «закон, правило». То есть, если посмотреть в глубину вопроса, то окажется, что экономика – это, прежде всего, наука о способах ведения домашнего хозяйства. Обычно, мы экономику воспринимаем как нечто глобальное, связанное с государством в целом, с денежно-финансовыми вопросами, кредитами и депозитами, а не близкое к нашему хозяйству. Экономика – это, в том числе, то, что связано с нашей повседневной жизнью, поэтому экономика семьи – это такая же важная деталь, как и экономика всего общества в целом. Именно при царе Петре начинают изучать эту проблему. Это не значит, что экономики не было раньше. Разумеется, она была. Люди всегда планировали, каким образом они потратят те ресурсы, которые они имеют. Но при Петре начинается осмысливание того, как, на что и для чего мы будем тратить наши деньги.

Экономика в семье – это важнейший скрепляющий семью элемент. Если члены семьи не скрывают свои доходы друг от друга, если они чётко представляют, что они могут себе позволить, а чего они позволить себе не могут,  в таком случае, наши отношения будут крепкими и достойными. Экономике семьи посвящено много научных трудов. В частности, именно этой теме посвящено, пожалуй, наибольшее число работ американского экономиста Гэри Беккера, лауреата Нобелевской Премии 1992 г., включая монументальный «Трактат о семье».

Если в этом смысле мы сможем правильно определиться, то каждый из членов семьи поймёт, что является необходимым по-настоящему, а что является излишеством. На самом деле, когда есть излишества – это неплохо. В любом случае вы не будете покупать себе вещи, которые вам абсолютно не нужны. Просто есть вещи, которые составляют предметы первой необходимости: пища, тёплая одежда, жилище – то, без чего наша комфортная жизнь невозможна. Какие-то вещи для нас являются обязательными, но не принципиальными, например, то, как мы будем получать образование. Можно получить платное образование, в дорогом престижном университете, может быть, даже за рубежом, а можно обучаться в нашей стране бесплатно. На самом деле качество образования во многом будет зависеть от вас. Вы можете уехать за границу и отдать большую сумму денег, но не получить качественного образования, именно потому что вы сами не захотели этого сделать. А можете остаться здесь, учиться в совершенно обычном учебном заведении и, вместе с тем, очень серьёзно вырасти интеллектуально, ведь это зависит только от вашего трудолюбия и желания. Какие-то вещи для нас совершенно излишни, являются предметами роскоши. Эти предметы совершенно не обязательны для семьи и для вас лично.

Если семье удаётся разграничить эти категории желаний и потребностей, тогда она может совершенно правильно выстроить свою экономическую политику. Это понимание крайне важно, так как семья, как и человеческое общество в целом, подчинена законам экономики. А важнейшим постулатом экономики является закон ограниченности ресурсов. Ресурсы не бывают бесконечными, бесконечны только наши желания. Именно поэтому так важно с раннего детства научиться оценивать возможности и способы достижения тех целей, которые вы перед собой ставите. Важно понимать, какие цели можно перед собой поставить, а какие ставить перед собой просто бессмысленно, потому что это пустая трата времени. К примеру, цель полететь на Марс является абсолютно недостижимой, так как человечество, в целом, сейчас не может себе этого позволить. Достижение такой цели может превратиться в трагедию всей жизни. Правильная оценка даёт нам правильный результат.

Если подводить общий итог сказанному, то на прошлом занятии мы пришли к выводу, что домашнее хозяйство – важная сторона общественной и социальной жизни. Сегодня же мы говорили об экономике в семье, о том, как важно правильно планировать распределение ресурсов, которые есть в ваших семьях. Мы немного затронули историю того, как наши предки смотрели на проблемы формирования семьи и расходования тех ресурсов, которые есть внутри семьи. А в следующий раз мы поговорим с вами о планировании вашего личного времени. Вы убедитесь, что эти проблемы взаимосвязаны в ходе следующего занятия.

 

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 184 с. (Источник).
  3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.
  4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Shoppingood.ru (Источник).
  2. Bibliotekar.ru (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы  на странице 78 «Обсудим вместе». Учебник:
     Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. Просвещение.
  2. Какие негативные качества в людях осуждал Мономах в своём «Поучении к детям»? Как с этими качествами боретесь вы?
  3. * Как вы считаете, положительно ли повлияли реформы Петра Великого на уклад семьи в России? Свой ответ оформите в виде таблички: «Достоинства и недостатки реформ Петра Великого».