Классы
Предметы

Труд и творчество

На данном уроке мы будем изучать феномен труда и творчества. Мы поговорим о том, почему творчество присуще только человеку, но не присуще животным. Мы подробно остановимся на том, как соотносятся между собой творческие порывы человека и его профессиональная деятельность. Также мы узнаем, как открыть в себе творческое начало и применить его в будущей жизни.

Тема: Школа

Урок: Труд и творчество

1. Cоциальные насекомые

Наверняка вы знаете о том, насколько важен и необходим в нашей жизни труд, почему люди должны трудиться. Сегодня же мы рассмотрим вопрос о том, как сочетаются между собой необходимость трудиться и желание творческой деятельности.

Итак, труд представляет собой деятельность, причём целенаправленная. Когда мы трудимся, мы всегда хотим получить какой-то конечный результат. Если мы посмотрим на окружающий мир, то придём к выводу, что большинство существ на Земле заняты какой-либо деятельностью. Все животные, насекомые, птицы, рыбы преследуют какой-то результат, по крайней мере, создаётся такое ощущение. Если вы посмотрите на каких-либо социальных животных, например, на муравьёв или на пчелиный улей, то вы можете увидеть аналог человеческого общества. Существует даже такой термин – социальные насекомые, то есть группа насекомых, отличающаяся общественным образом жизни. Все в муравейнике заняты текущими делами: каждый муравей что-то несёт, что-то строит или перетаскивает. Создаётся абсолютно точная иллюзия того, что они работают. Но в действительности это не так.

Муравьи  

Рис. 1. Муравьи – социальные насекомые (Источник)

Животные не работают. Они занимаются инстинктивной деятельностью. Муравьи совершают определённые действия только потому, что так их определила природа. В конце концов, у муравьёв нет менеджеров, которые могут распределять рабочее время и планировать то, кому какие виды работ выполнять. Только человек обладает уникальной способностью делать что-либо по заранее выверенному плану и для заранее определённой цели. Животные выполняют свои работы исключительно повинуясь тому, что в них заложено изначально. По крайней мере, сейчас мы так полагаем. Объективно говоря, вся история науки – это история заблуждений, и, когда люди думали, что их открытия являются аксиомами, как правило, они заблуждались. Через какое-то время эти истины были опровергнуты или оспорены. Но сейчас мы считаем, что животные не трудятся, а живут согласно инстинктам. А вот человек занимается трудовой деятельностью, при этом его труд – это не просто достижение какой-то конкретной цели, а попытка создания чего-то нового.

2. Творчество

В создании чего-то нового и кроется суть нашего сегодняшнего разговора, ведь мы говорим о творчестве. В самом широком смысле слова творчество – это уникальная человеческая черта; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Все мы хотим, чтобы у каждого из нас было что-то своё, что-то, отличающее нас от окружающих. Мы можем хорошо относиться к окружающим и не иметь ничего против того, что все пользуются примерно одинаковыми вещами, но при этом мы хотим, чтобы те вещи, которые создаём мы, отличались от того, что делают другие. Так мы проявляем свою индивидуальность. Если вы покупаете себе какую-то вещь, вы хотите её как-то с собой идентифицировать, то есть соотнести с собой. Происходит это по-разному. Допустим, ребята вашего возраста, покупая какие-то письменные принадлежности для школы, могут их как-то по-своему украшать. Кто-то вырезает своё имя, кто-то клеит наклейки на пеналы и ручки, кто-то разукрашивает свой дневник, таким образом, пытаясь выделить именно свою вещь, сделать так, чтобы твоя вещь ассоциировалась с тобой. Так человек поступает всегда, это его уникальная особенность. Животные, которые иногда создают поразительные конструкции, например, муравейники или птичьи гнёзда, которые даже человек не всегда сможет восстановить, не пытаются каким-либо образом их выделить. Только человеку свойственна уникальная черта постоянно искать и создавать нечто новое, не существующее в природе.

Оригинальный школьный пенал

Рис. 2. Оригинальный школьный пенал (Источник)

3. Творчество и профессии

Создавая новое, мы, по сути, придумываем даже целые профессии. Вы наверняка слышали такой термин как «человек творческой профессии». Это человек, который постоянно вынужден в силу своего ремесла генерировать какие-то идеи. Инженеры, художники, конструкторы, учителя – это те люди, которые постоянно должны самосовершенствоваться, постоянно привносить что-то новое в свою профессию. Если они превратятся в рутинных исполнителей единожды определённых стандартов, то в таком случае быстро морально устареют и перестанут быть интересными как специалисты. Вспомним хотя бы великих писателей (Н.В. Гоголь, А. П. Чехов), поэтов (А.А. Ахматова, А. А. Блок), художников (М. А. Врубель, И. И. Левитан), композиторов (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский). Все они на протяжении всей своей жизни работали над собой, пытались усовершенствовать, отточить своё искусство.

Если с творчеством в профессиях ситуация довольно простая, то как быть с ремесленниками? Ремесленник – это человек, освоивший некое ремесло, то есть некую профессию и постоянно повторяющий единожды выученные действия. К примеру, такая устаревшая профессия как гончар. Это человек, который вручную изготавливает горшки и прочие керамические изделия, очень редкий и ценный мастер. Но если мы посмотрим на эту профессию в древности, и будем воспринимать её как ремесленную, рутинную, то мы обнаружим, что гончар делает стандартную операцию, единожды выученную. Всякий раз, повторяя эту операцию, он производит одни и те же керамические изделия. Возникает вопрос: не уподобляется ли этот человек животному, которые, как мы говорили, следуя инстинкту, изо дня в день выполняют одни и те же действия. Но это не совсем так, потому что даже в ремесле человек способен найти необычные нюансы, свойственные только нашему виду. В ремесле человек может стать мастером, настоящим специалистом своего дела. Мастер – это человек, который способен довести свою профессию, своё умение и свой навык до абсолютного совершенства.

4. Поиск творческого начала

Иными словами, поиск творческого начала – это поиск чувства прекрасного в себе. Вы все наверняка иногда задумываетесь над тем, что что-то привлекло вас и ваше внимание. Это может быть красивый пейзаж, сильно контрастирующий с серыми буднями в вашем городе. Вот вы выехали куда-то на природу, в горы или в лес, и нечто зацепило вас, вам хочется передать то эстетическое наслаждение, которое вы испытали, любуясь этим пейзажем. Но вы пока ещё не знаете как. Или, может быть, вы услышали необычное звучание в самых обычных предметах, какое-то настроение навеяло на вас необычные чувства, которые хочется передать в музыке. Именно такими ощущениями живут люди творческих профессий, хоть и не всех. Если вы инженер, то звук леса вряд ли вдохновит вас на изобретение каких-то конструкций. Но если вы в душе художник, писатель, поэт, то есть подлинно творческий человек, то, конечно, мимо прекрасного вы не сможете пройти. А прекрасное – это как раз и есть то творческое начало, которое заложено в каждом из нас. Важно только найти то начало, для которого предназначены вы.

Творческое начало в каждом из нас 

Рис. 3. Творческое начало в каждом из нас (Источник)

У вас в учебнике приведён замечательный пример жизни действительно творческого человека – Константина Эдуардовича Циолковского.  Мальчик, переболевший скарлатиной, и на всю жизнь лишившийся нормального слуха, сумел получить хорошее образование и всю свою жизнь проработал учителем. Вместе с тем он был ещё и потрясающим учёным, причём та наука, которую исповедовал Циолковский, в его время была по сути немыслимой. Ведь это был конец 19 – начало 20 века, когда люди ещё даже не умели летать, а Циолковский мечтал о межпланетных путешествиях.  Уже тогда учёный рассматривал возможности создания околоземных орбитальных станций, причём не просто как научные фантасты, например, Жюль Верн,  который описывал путешествие на Луну. Циолковский обосновывал все эти перспективы с научной точки зрения: рассчитал, при каких скоростях человек сможет преодолеть плотные слои атмосферы, указывал, что будет необходимо космонавтам для полноценной жизни на орбитальной станции. Константин Эдуардович рассуждал о том, что нужно человеку от космоса и что космос сможет дать человеку. Представьте себе: этот человек изначально, по сути, был ущемлён физически, жил в провинциальном на тот момент городе, далёком от научных центров, но, обладая творческим мышлением, способностями, смог предвосхитить эпоху.  Сейчас Циолковского называют «отцом мировой космонавтики».

К. Э Циолковский – отец мировой космонавтики 

Рис. 4. К. Э Циолковский – отец мировой космонавтики (Источник)

5. Итоги урока

Итак, подведём общий итог всему сказанному. Человек и человечество в целом – это уникальное явление на нашей планете. Скорее всего, мы выделились из мира природы, но другие теории происхождения человека тоже имеют право на существование. Так или иначе, очевидно, что человек кардинально меняет пространство вокруг себя. Он создаёт природу собственную, природу «для себя» и, меняя окружающий мир, он меняется и сам.  Всему этому мы обязаны человеческому трудолюбию и творческому началу в нас. Сохраните это начало в себе, чтобы наша планета стала ещё прекраснее.

А на следующем уроке мы рассмотрим, чем труд отличается от иных видов человеческой деятельности, какие бывают виды труда. Также мы поговорим о значении правильного выбора профессии для человека.

6. Человек – подлинное сокровище

Чтобы лучше понять тонкую грань между ремесленником и мастером, о которой мы с вами говорили в ходе урока, мы можем немного поговорить о такой стране как Япония. Если вы сейчас задумаетесь над тем, кого вы знаете из японских учёных, из японских мастеров искусств, то окажется, что фамилий у вас в голове возникнет не так уж и много. Это действительно уникальная цивилизация на нашей планете. Люди, которые могут довести до совершенства какое-то ремесло, вместе с тем зачастую остаются неизвестными миру. Возможно, кто-то из вас видел документальный фильм о сокровищах Японии. Сокровищами Японии являются не природные богатства, не золото и драгоценности, не изобретения, сделанные в последние несколько десятков лет, а её люди, уникальные мастера. В этом фильме есть интересный эпизод о том, как мастер точильного камня смог довести своё искусство до такого состояния, когда нож рубанка под очень острым углом завис на точильном камне. Это было возможно, потому что он наточил этот нож до такого состояния, что на молекулярном уровне точильный камень соединился с ножом. Это действительно потрясающее искусство, таким рубанком можно было снять стружку, которая во много раз тоньше папиросной бумаги.

Точильный камень 

Рис. 5. Точильный камень (Источник)

Человек может довести своё умение до совершенства, и тогда даже самый рутинный труд превращается в творческий, неповторимый и уникальный. Поэтому если вы поставите перед собой цель пусть и не изобретать чего-то нового, но довести своё умение до совершенства, тем самым, вы также взойдёте на путь по-настоящему творческого человека.

 

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2.  Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. - 184 с.

3.  Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс.  - Дрофа, 2013.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1.  Критика утверждения «труд создал человека» (Источник).

2.  Самые востребованные творческие профессии в России (Источник).

3.  Циолковский Константин Эдуардович (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Выполните задания на страницах 136, 142. Учебник: Виноградова Н.Ф.,  Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. -  Просвещение, 2004.

2. Какие творческие профессии вы знаете? Является ли кто-то из ваших близких представителем творческой профессии? Если да, то опишите его (её) труд.

3. *Кем вы хотите стать в будущем? Как можно применить творческое начало в вашей профессии? Составьте список навыков и умений, которые пригодятся вам в вашей профессии.