Классы
Предметы

Человеческие чувства (продолжение)

На данном уроке мы поговорим о чувствах и чувствительной стороне жизни человека; это вторая часть нашего урока о чувственной сфере и сфере потребностей человека. Мы рассмотрим, как протекает наша мыслительная деятельность, что относится к высшим чувствам. В ходе урока на увлекательных исторических примерах мы рассмотрим, как проявляется чувство долга в разных ситуациях.

Мыслительная деятельность

Наверняка каждый из вас сталкивался с ситуацией, когда вам нужно было принять какое-то конкретное решение или достичь какой-то конкретной цели, причём эта цель, стоящая перед вами, была по-настоящему сложной. При этом это совершенно не означает, что эта проблема была чисто учебной или трудовой. Такие проблемы возникают в повседневной жизни постоянно. В таких ситуациях вы начинаете мыслить, то есть составляете некую схему того, как преодолеть ту или иную проблему, как достичь желаемого результата. Слово «мыслить» является для вас совершенно естественным и привычным. Но что же такое мыслительный процесс? В русском языке слово «мысли» имеет двойственное значение. С одной стороны, это конечный результат того, что вы планировали, того, как бы вы хотели достичь своей цели. Одновременно с этим мыслями называется некое рассуждение человека о том, что он сейчас переживает, о тех потребностях и желаниях, которые он хочет удовлетворить. Мыслительная деятельность – один из самых сложных механизмов нашего внутреннего мира (рис. 1).
Рис. 1. Скульптура О. Родена «Мыслитель» (Источник)

Рис. 1. Скульптура О. Родена «Мыслитель» (Источник)

Формирование суждений

Мыслительная деятельность – это действительно очень сложная система. Только представьте, какое количество всевозможных мыслей рождается в вашей голове постоянно. Не бывает такого, чтобы человек не думал ни о чём. Бывает, что ответом на вопрос «О чём ты сейчас думаешь?» служит фраза «Ни о чём», но это не совсем верно. У человека постоянно в голове присутствуют какие-то мысли, даже если они и не требуют воплощения. Те мысли, которые человек считает наиболее ценными, он выбирает и воспроизводит в речи либо фиксирует на бумаге. Бывает и такое, что важные мысли человек оставляет внутри себя, но он их фиксирует, останавливается на них и постоянно возвращается к ним. Такие мысли называются суждениями. Суждение – это особая категория мысли, высказывание, содержащее определённую мысль. Мы выделяем суждения из общего мыслительного процесса, потому что думать мы можем о чём угодно, но суждения – это некая веховая точка, этап.

Когда мы формируем суждения, мы что-то фиксируем на бумаге или в устной речи в качестве какой-то ступеньки, обозначаем для себя контрольные точки. Это суждение является единичным, оно пока, возможно, ничего и не означает, но если таких суждений несколько и если они все были сформулированы в рамках решения одной и той де проблемы, мы можем вывести какую-то совершенно новую мысль, новое понятие. Наверняка в ходе изучения математики вы сталкивались с такой ситуацией. Допустим, вы решаете пример, который требует от вас нескольких пошаговых действий, в результате вы получаете ответ. В мыслительной деятельности происходит аналогичная процедура. Этими действиями являются суждения, ведь изначально пример выглядел по-одному, а ответ выглядит совершенно по-другому. Но желаемым для вас был именно ответ, а привели вас к ответу именно ваши суждения, из которых вы произвели умозаключение (рис. 2). Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

 Рис. 2. Поиск ответа (Источник)

Рис. 2. Поиск ответа (Источник)

Когда человек ставит перед собой цель, он её осмысливает и при помощи суждений постепенно достигает желаемого результата. Действиями на этом пути являются наши с вами вложения, наш труд, при этом он может выражаться в самых разных формах: от физического труда до мыслительного. Об этом мы поговорим несколько позже.

Чувства и эмоции

Иногда человек, занимаясь мыслительной деятельностью, устаёт больше, чем от физического труда. Это вполне объяснимо, ведь, когда мы думаем, мы также тратим энергию, также затрачиваем калории, как если бы мы копали, бегали, занимались физической деятельностью. Но мыслительный процесс – это не единственная сфера, где человек применяет свои чувства. Ведь мы постоянно испытываем определённые переживания по отношению к предметам и людям, окружающим нас. Эти чувства очень разнообразны: это чувство радости, горя, огорчения или любви. Мы постоянно что-то переживаем, при этом самое главное, наша чувствительная сфера очень направлена. Ведь нельзя испытывать любовь вообще, она должна быть направлена на кого-то или на что-то. Например, вы любите свой мобильный телефон и не можете с ним расстаться, так как эта вещь во всём вам подходит. С другой стороны, вы не можете быть без причины расстроенным, кто-то или что-то привело вас к такому состоянию. Плохое настроение не возникает само по себе, кто-то или что-то испортило вам настроение, именно поэтому мы испытываем набор негативных чувств.

 

Чувства

Одно и то же событие, одно и то же действие может вызывать у людей самые разные чувства. Для кого-то некое случившееся событие может оказаться трагедией. Если рассматривать исторические события, то можно привести пример, когда в 1905 г. русский военно-морской флот потерпел сокрушительное поражение от японского военно-морского флота в ходе знаменитой Цусимской битвы (рис. 3).

Рис. 3. Цусимская битва (Источник)

Рис. 3. Цусимская битва (Источник)

Поражение это было настолько унизительным для русских людей, что по флоту прокатилась целая война самоубийств: многие офицеры не могли вынести горечь поражения. Офицеры считали, что после всего случившегося они больше не могут жить и сражаться под Андреевским флагом. Противник не просто оказался сильнее и потопил русские корабли. Настоящей трагедией стало то, что очень много русских кораблей попало в плен, то есть спустили военно-морской флаг. До этого вся историческая традиция русского военно-морского флота предписывала погибать, но ни в коем случае не сдаваться. А в ходе этого сражения командующий русским военно-морским флотом адмирал Зиновий Петрович Рожественский (рис. 4) попал в плен. Это стал большим ударом для офицеров старой школы, которые не привыкли сдаваться, для которых честь мундира была определяющей. Они стрелялись.

Рис. 4. З. П. Рожественский (Источник)

Рис. 4. З. П. Рожественский (Источник)

Сейчас, узнав об этом событии, вы можете сказать, что так поступать было нельзя, ведь на одном проигрыше жизнь не заканчивается. Русский военно-морской флот спустя некоторое время реабилитировался и одержал новые победы, следующая война с Японией закончилась победой СССР. Нужно уметь правильно ассоциировать, то есть воспринимать, те события, которые происходят. Нельзя быть экстремальными, думать, что если вы потерпели поражение, это непоправимо. Это всегда неверный путь. Мы должны жить в балансе и гармонии с самими собой.

Постепенно в своём разговоре мы подошли с вами к ещё одной стороне жизни, а именно – эмоциональной сфере человека. Эмоциональная сфера – это те ощущения, которые вызывает у нас наше чувственное восприятие окружающего мира. Не так просто отделить друг от друга наши чувства и эмоции, но всё-таки есть ряд нюансов, которые их отличают. Они заключаются в том, что эмоции – это проявление наших чувств в обыденной жизни, внешнее или внутреннее. Настроение человека всегда формируется под влиянием наших эмоций. Предположим, вы посмотрели футбольный матч (рис. 5) и ваша любимая команда проиграла. Ваши чувства в любом случае удовлетворены, так как вы смотрели футбольный матч, и вам было интересно. Но поскольку ваша любимая команда проиграла, вы переживаете, ваши эмоции, соответственно, негативные.

Рис. 5. Футбольный матч (Источник)

Рис. 5. Футбольный матч (Источник)

Это и есть эмоции человека. При этом очень интересный момент: всякая наша эмоция возникает и протекает в различных условиях по-разному. Опять же рассмотрим пример с футбольным матчем. Бывает такое, что команда, за которую вы болели, проиграла, но вы особо не расстроены, так как другое событие, положительное для вас, перекрывает этот негатив. Наверняка вы сталкивались в жизни с такой ситуацией, когда, испытывая эмоциональный подъём от чего-то иного, на негативные события вы не обращали внимания. Вам подарили какую-то вещь, которую вы давным-давно хотели, и радость от этого события настолько велика, что тройка по контрольной вас уже не расстраивает. В то же самое время, если бы этого эмоционального заряда не было, плохая оценка по контрольной стала бы для вас самым серьёзным испытанием на сегодняшний день. Наши эмоции – это неисчерпаемый источник. Сегодня нам плохо, но завтра наше настроение поменяется, потому что чувственная сфера всякий раз реагирует на новую ситуацию.

 

Высшие чувства, их виды

Существуют несколько классификаций видов чувств. Так, выделяют практические чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности. К ним относятся скука, радости и муки творчества, удовлетворение достижением цели, увлеченность, азарт, энтузиазм, приятная усталость и т. п.

Если мы будем пытаться классифицировать нашу чувственную сферу, то увидим, что есть более важные чувства, а есть менее важные. Среди чувств выделяют, так называемые, высшие чувства. К высшим чувствам относят, например, эстетические чувства. Эстетические чувства – это жажда красоты, наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство душевной мягкости. Эстетические чувства позволяют человеку видеть в окружающем мире прекрасное. На бытовом уровне именно эстетические чувства заставляют вас прибрать свою комнату, так как беспорядок некрасив, он не радует ваш глаз и ваши чувства. А вот чистота и порядок, напротив, приносят вам удовлетворение и радость. Эстетика – сфера художественная, она затрагивает по-настоящему высшие чувства человека.

Другая сторона высших чувств – это нравственная сторона. Нравственные чувства – это чувства долга, ответственности, справедливости, чести, достоинства, совести и т.д. Нравственные чувства свойственны только человеку, у животных они отсутствуют. А человек испытывает эти чувства, более того, есть цивилизации, в которых чувство долга является определяющим, например, японская цивилизация.

Также к высшим чувствам относятся интеллектуальные чувства. Интеллектуальные чувства – это переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т.д. Вы знаете по себе, что даже поиск ответа на какую-то математическую задачу вызывает эмоциональный подъём. Вам радостно потому, что вы преодолели интеллектуальную планку, которая ранее казалась непреодолимой. Тем самым вы подняли себя в собственных глазах.

Итак, подводя общий итог, можно сказать, что чувства – это сфера, которая порождает мысли человека, а мысли, напротив, будоражат чувства, то есть это взаимообратный процесс. Человек постоянно совершенствуется, в том числе и потому, что испытывает переживания. Наши ощущения и желания помогают нам получить то, что мы хотим, самым удобным для нас способом. Однако решение проблемы самым удобным способом для тебя, не должно становиться проблемой для окружающих людей, потому что человек – это не индивидуальное существо, а биосоциальное. Ни в коем случае нельзя позволять, чтобы наш эгоизм захватил нас настолько, что мы бы думали только о себе. Человек, создавая некое благо для себя, должен заботиться и о том, чтобы это стало благом для окружающих.

А на следующем уроке мы поговорим о семье как о первичной ячейке общественной организации. Мы постараемся вместе ответить на вопрос: способно ли существовать общество без института семьи?

 

Высшие чувства

Мы с вами говорили о чувстве долга, о чувстве ответственности. Задайтесь вопросом: что определяет жизнь нашей цивилизации, в том числе и нашего государства? Если отмести всё лишнее, то окажется, что в нас сидит страх. Как это ни парадоксально, но основой нашей жизни является страх, причём страх физического наказания в самых разных формах. Приведём пример. Вы делаете домашнее задание не столько для того, чтобы достичь некого учебного результат и получить пятёрку, а потому, что боитесь получить двойку и быть наказанным. При этом родители часто пугают детей совершенно несбыточными наказаниями, подстёгивая их к учёбе (рис. 6).

Страх наказания – мотивация школьника

Рис. 6. Страх наказания – мотивация школьника (Источник)

Когда мы слышим слова, которые обещают нам наказание, мы, возможно, и понимаем, что этого не будет, но, тем не менее, на каком-то уровне испытываем страх. Взрослая жизнь устроена примерно так же: люди боятся потерять работу, иногда они не совершают противоправных действий просто потому, что боятся наказания. Взрослые люди боятся штрафов, взысканий, тюремного заключения. А вот уникальная японская цивилизация живёт также под страхом, но только не под страхом физического наказания, а под страхом быть опозоренными. Это очень сложно осознать сразу для европейского человека, но для японца гораздо ужаснее не выполнить какое-то задание, не выполнить поручение, которое было на него возложено, чем страх физического наказания. Вы наверняка слышали, что в Древней Японии практиковалось сеппуку – ритуальное самоубийство самураев. Самурай совершал это действие в тех случаях, когда не смог справиться с поручением, которое на него было возложено. В силу тех или иных обстоятельств человек не справился с заданием, возможно, обстоятельства оказались гораздо сильнее его. В европейской цивилизации человек, попавший в такое положение, оправдал бы себя тем, что условия ситуации были совершенно недопустимыми, а все окружающие приняли бы его оправдания. Но для японцев такой вопрос не стоит. Если тебе что-то было поручено, значит, это нужно было выполнить в любом случае. Японцы похожи на большой пчелиный улей, совершенную систему. Они действительно умеют делать вещи, доводя их до совершенства, западных людей это изумляет. Правда есть одна оговорка. Такая форма существования напрочь отбивает у людей желание творчески подходить к делу. Единственной целью является обязательное выполнение порученного, мыслить же творчески большинство японцев не привыкли.  

Видимо, абсолютно верной формулы построения цивилизации не существует. Но нужно знать, что наши чувства и наша эмоциональная сфера столь богата, что мы даже воспринимаем одни и те же вещи иногда совершенно по-разному.

 

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 184 с. (Источник).
  3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.
  4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. E-reading-lib.org (Источник).
  2. 4medic.ru (Источник).
  3. Grandars.ru (Источник).

  

Домашнее задание

  1. Выполните задания 1 и 3 на страницах 64–65. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. Просвещение.
  2. Объясните, на чём основаны европейская и японская цивилизации, в чём принципиальное отличие между ними.
  3. * Какие эмоции вы считаете наиболее важными для человека, а какие – менее значимыми? Составьте и изобразите пирамиду эмоций человека (по аналогии с пирамидой потребностей).