Классы
Предметы

Ты и окружающие

Кто составляет наше окружение? Кто входит в наш ближний круг, а кого можно считать дальним окружением? Как на нас влияют люди и как мы влияем на окружающих? Можно ли сохранить самостоятельность, живя среди людей?

Тема: Человек среди людей

Урок: Ты и окружающие

1. Группы общения: семья

Человек является биосоциальным существом. Он живой и социально активен, так как постоянно общается с другими людьми, входит в определенные группы.

Семья – это первая группа людей, в которую входит тот или иной человек. Весь этот коллектив является родственниками, и хотя люди в нем могут быть похожи, они все равно имеют свои индивидуальные особенности, характеры, мировоззрение.

семья        

Рис. 1. Семья (Источник)

2. Другие виды групп

Если семья это самая маленькая группа, то жители отдельного государства – это самая большая группа, кроме того людей можно разделять на городских и сельских жителей. Принципы объединения людей в группы могут быть и другие, например, школьный класс, секция в спортзале – это все группы людей с определенными задачами в обществе. В зависимости от того с какой целью происходят объединения, зависит количество членов в этом коллективе. Отдельный человек не может существовать вне этих социальных групп – это принцип человеческого бытия.

3. Группы, которые люди не выбирают

Важной особенностью этого принципа является то, что человек не всегда имеет возможность выбора быть в той или иной группе. Например, человек рождается в определенной семье и этого он изменить не может, по достижению совершеннолетия юноши идут служить в армию по направлению военкомата, а не их собственного выбора.

 

Рис. 2. Армия России (Источник)

4. Как правильно себя позиционировать

В таких случаях человек должен уметь себя правильно позиционировать, научиться правильно понимать окружающих и те жизненные ситуации, в которых он принимает участие.

5. Группы, которые люди выбирают

Помогают в этом человеку те социальные группы, которые он сам выбирает.

Это могут быть обычные встречи во дворе с друзьями, когда человек делится своими переживаниями, таким образом, учится воспринимать других людей. Пропуская через себя их жизненные ситуации, он, тем самым перенимает их опыт. В будущем это может помочь человеку принять правильный выбор в аналогичной ситуации.

6. Группы по интересам

Группы по интересам (спортивные секции, кружки по увлечениям) важны тем, что там происходит межвозрастной контакт, что приводит к расширению кругозора, принятию жизненного опыта более взрослых людей.

Группа по интересам 

Рис. 3. Группа по интересам (Источник)

7. Социальные сети

Современные условия жизни позволяют людям поднять уровень межличностных и групповых отношений на значительно более высокий уровень. Это в первую очередь интернет. Сейчас почти каждый человек имеет свои аккаунты в различных социальных сетях. Человек общается со своими одноклассниками, друзьями, сверстниками. В то же время он входит в определенную группу, находя друзей по интересам, и уже в рамках этих микросообществ общается с людьми, в повседневной жизни с которыми, никогда бы не встретился. Таким образом, воспринимая мир значительно шире, у человека есть возможность подготовить себя к тому, чтобы быть полноценной личностью

 

Список рекомендованной литературы

1. Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание 7. М.: ТИД «Русское слово».

2. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание 7. М.: Просвещение

3. Данилов Д. Д., Давыдова С. М., Николаева А. А. Обществознание 7. М.: Баллас

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Словари и энциклопедии на Академике  (Источник).

2. Социология (Источник).

3. Humanitar.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитайте § 11 учебника Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание 7. с. 79–83. и дайте ответ на задания 1–3 на с. 84.

2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Мое окружение».

3. Подготовьте небольшое сообщение о пользе или вреде социальных сетей в жизни современного человека

4. *Проведите социологическое исследование в своем классе на тему «Социальные сети: вред или польза»