Классы
Предметы

Внешняя и внутренняя дисциплина

Человеку, в силу многих причин, свойственно подчиняться. Как называется такое свойство человека, каковы его причины? Что такое внутренняя и внешняя дисциплина? Почему понятия «воля», «слабость» неразрывно связаны с понятием внутренней дисциплины? На данном уроке будет подробно рассмотрены все эти понятия и принципы их возникновения.

Типы дисциплин

Дисциплина – подчинение каким-либо правилам. Дисциплину условно разделяют на 2 типа – внутреннюю и внешнюю.

Внешняя дисциплина

В своей повседневной жизни человек подчиняется множеству законов и принципов. Они могут быть морально-нравственные или фиксированные законодательством государства, в котором люди проживают. Все эти правила (законы), обязательны для исполнения, потому каждый человек их соблюдает, понимая, что находится под контролем. В некоторой степени это чувство страха, за то, что после невыполнения каких- то правил может последовать наказание. Это может быть заинтересованность. Если человек исполняет такие правила, он может получить какое-то вознаграждение (эмоциональное или материальное).

 

Возможности человека

Возможности человека до конца не изучены. Иногда эти возможности потрясают. Особенно если они показывают впечатляющие стороны характера или воли человека. Примеров таких огромное количество. Советский летчик Алексей Петрович Маресьев (рис. 1), который, потеряв обе ноги, не просто смог опять ходить, но доказал врачебной комиссии, что способен летать. И после этого летал на боевом истребителе и продолжал воевать.

Маресьев Алексей Петрович

Рис. 1. Маресьев Алексей Петрович (Источник)

Выдающийся российский писатель Солженицын Александр Исаевич своей волей и внутренней дисциплиной смог победить раковую опухоль. Иногда люди сталкиваются с такими проявлениями человеческих возможностей, которые трудно даже представить. Обладая способностью к внутренней самоорганизации, человек может преодолевать все те вещи, которые заложены в нем природой. Другие же существа так и живут с потенциально заложенными в них природой возможностями, но никак не проявляют себя. Человек, внутренне себя самоорганизовав, проявив волевые качества, может преодолеть природу.

Внешняя дисциплина в Советском Союзе

Так исторически сложилось, что страх дисциплинарных взысканий лежит в основе европейской цивилизации. Человек совершает множество действий, исходя из этого принципа. Многие могут это отрицать и говорить, что делают так потому, что желают, но в таком случае, речь идет о другом виде дисциплинированности – внутреннем контроле.

Внешняя дисциплина не всегда лояльна к отдельно взятому человеку. Советское общество было более дисциплинированное, чем современное. Это проявлялось во всем. В школе все ученики должны были носить школьную форму, и за несоблюдение этого ученика могли просто не допустить к занятию (рис. 2).

Школьный класс (1986 г.)

Рис. 2. Школьный класс (1986 г.) (Источник)

Все были членами детских, но в то же время политических организаций: октябрята, пионеры, комсомольцы, и все должны были соблюдать требования, предъявляемые данными организациями (рис. 3).

Пионеры

Рис. 3. Пионеры (Источник)

Отдельно взятому человеку было тяжело – нельзя было носить длинные волосы или одеваться в одежду, которая не соответствовала рамкам установленных стандартов.

Тогда на помощь человеку приходила внутренняя дисциплина. Он сам устанавливал рамки своего поведения, чтобы не выпадать из общего порядка, вместе с тем сохраняя свое внутреннее достоинство.

Внутренняя дисциплина

Внутренняя дисциплина позволяет человеку быть адекватным, соответствуя внешним факторам и принципам общества, и в то же время сохранять внутреннюю человеческую свободу. Во многом этому способствует самовоспитание, самоконтроль и воля человека.

Слабости и воля человека

Воля – выработанное в себе качество, позволяющее человеку уберечь себя от слабости.

Слабость – привычка не доводить начатое до конца. Человек начинает делать какое-нибудь дело, потом сталкивается с определенными трудностями и оставляет его на потом или даже навсегда. Волевой человек никогда так не поступает – однажды начав дело, он обязательно доводит его до конца.

Воля – это привычка, постоянно заставляющая человека бороться с собственными инстинктами и слабостями. Человек побеждает негативные стороны в себе и становится лучшим. Выработка в себе дисциплинированности и волевых качеств это обязательный залог успешного человека. Только такие люди способны регламентировать свою жизнь, распределить усилия, которые надо применить для достижения той или иной цели. А постановка и достижение цели – это основа человеческой жизни.

Важность внутренней и внешней дисциплины

Внешняя и внутренняя дисциплины очень важны. Очень важно, чтобы общество было дисциплинированным, а не раболепным и безвольным. В обществе должны быть заложены основные порядки и принципы, имеющиеся в законодательной базе, морально-нравственных категориях, переданных человеку от предков. С другой стороны важно контролировать себя. Важно иметь внутреннюю дисциплину и волю. Все слышали фразу: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Надо помнить, что закон един для всех, в независимости от того, слышал его человек или нет. Если в человеке выработаны качества дисциплинированности, тогда он не будет поступать так, чтобы оказаться по ту сторону закона.

 

Список литературы

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 224 с.: ил.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. – М.: Дрофа.
  3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. – М.: Мнемозина.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Base.garant.ru (Источник).
  2. Yuriy-gava.livejournal.com (Источник).
  3. Voboda-psychology.blogspot.com (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Как вы считаете, какая дисциплина важнее в современном обществе: внутренняя или внешняя? Почему?
  2. Какие вы знаете истории о невероятных проявлениях человеческой воли или характера? Запишите их.
  3. Напишите небольшой реферат на тему «Внутренняя дисциплина человека».
  4. * Проведите опрос в своем классе. Насколько часто ваши товарищи прибегают к внутренней дисциплине? Что для них важнее, внешняя или внутренняя дисциплина? Составьте сравнительную таблицу по итогам опроса.