Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Государство и экономика

Сегодня мы с вами поговорим о том, можно ли управлять экономическими процессами, насколько это сложно и нужно ли это делать вообще. Также мы узнаем, что такое бюджет, налоги и государственный долг.

Тема: Экономика

Урок: Государство и экономика

1. Государственная ответственность

Мы уже говорили, что государство, по сути, – это специфический механизм, необходимый обществу для того, чтобы отладить процесс многочисленных взаимодействий. Перед человечеством уже много лет стоит вопрос о том, как общество должно свои экономические интересы сочленять с государственными, должна ли экономика подчиняться государству или наоборот. И всякий раз учёные (политологи, социологи, экономисты) давали на этот вопрос самые разные ответы. Зачастую экономическая практика давала самые неожиданные результаты.

Прежде, чем решать подобные вопросы, необходимо уяснить, за что отвечает государство.

Во-первых, государство должно отвечать за оборону, потому что безопасность граждан государства – его первостепенная задача.

Армия 

Рис.1. Армия (Источник)

Государство также должно отвечать за социальные гарантии, причём по мере развития человеческой цивилизации количество этих гарантий неуклонно росло.

Реализация социальных гарантий 

Рис. 2. Реализация социальных гарантий (Источник)

2. Вставка 1 (избыток социальных гарантий)

Иногда избыток социальных гарантий приводит к краху экономической системы.

Например, в декабре 2011 года мир потрясли восстания в Греции. Население бастовало и буквально воевало с собственным правительством из-за того, что Греция попала в экономический коллапс.

 Народные волнения в Греции 

Рис. 3. Народные волнения в Греции (Источник)

Греция – страна-банкрот, который не в состоянии расплатиться со своими внешними кредиторами по тем долгам, которые греческое правительство на протяжении многих лет собирало для того, чтобы обеспечить достойную жизнь своих граждан.

Численность греческих чиновников в пять раз превосходила численность чиновников в таких странах, как Бельгия, Голландия, то есть сопоставимых по количеству населения и территории. При этом уровень государственных зарплат был выше, чем средний показатель по Европе, то есть почти две с половиной тысячи евро. И это при том, что, помимо обычных заработных плат, чиновники Греции получали ещё и тринадцатую и четырнадцатую зарплаты. Только в Советском Союзе, то есть в государстве, которое провозглашало строительство социализма и коммунизма,  была так называемая тринадцатая зарплата, то есть зарплата к отпуску. Это зарплата, которую выплачивало государство, как бы свидетельствуя о том, что именно в этом государстве существует общество социальной справедливости. Греция же – капиталистическая страна, и вместе с тем вдруг такие социальные гарантии. 

Всё это неминуемо должно было привести к каким-то событиям в экономике, потому что не может случиться так, что государство, зарабатывая одну сумму, а тратя совершенно иную, экономически жило благополучно.

В конечном итоге, произошёл экономический кризис.

Таким образом, когда государство неправильно вмешивается в экономику, даёт гражданам больше, чем в состоянии само оплатить, в конце концов, расплачивается всё общество.

Как говорил Уинстон Черчилль: «Самым обидным является быть счастливым в прошлом».

Государство также должно отвечать за борьбу с преступностью, за сбор налогов, то есть за разумную плату на своё содержание.

То есть за те сферы, которые гарантируют социальную устойчивость общества и работу самого государства как механизма управления обществом. А всё остальное как бы находится вне пределов его компетенции. И вот поэтому ещё на заре развития либеральных экономик было решено, что чем меньше государство вмешивается в экономические проблемы, тем лучше.  Чем больше предприниматели самостоятельно решают экономические вопросы, чем выше их экономическая активность, тем лучше для экономики и тем богаче будет государство.

3. Последствия политики невмешательства государства в экономику

Историческая действительность показывает, что этот процесс намного более сложный. С одной стороны, если мы посмотрим на экономику как на саморегулирующуюся систему (в особенности рынок), то для предпринимателя идеальной будет среда, где ему не мешают, налоги наименьшие, живая конкуренция, жёсткая борьба, в которой выживает сильнейший. И этот сильнейший предлагает лучший товар и услуги, зарабатывает больше денег.

Но есть и обратная негативная сторона. Предприниматель – это, прежде всего, менеджер, то есть управленец. Управленец всегда стремится снизить свои издержки и максимально увеличить прибыль. И он может оставить за рамками, какими методами он добивается желаемого. Логика при этом проста: «Если нечто позволяет зарабатывать мне больше денег, значит это для меня выгодно и хорошо». К примеру, если предприниматель делает колбасу, и ему дешевле положить туда вместо мяса сою или химические составляющие, то это позволит ему заработать больше. На вкус такая колбаса будет мало чем отличаться от колбасы, сделанной из настоящего мяса. Но ненатуральная колбаса будет дешевле, и люди будут её покупать (ведь, как мы знаем, покупатели всегда стараются приобретать товар по более низкой цене).

Пример колбасной продукции 

Рис. 4. Пример колбасной продукции (Источник)

Следовательно, такой предприниматель выиграет конкуренцию у того, кто делает колбасу из натурального мяса. Вроде бы это и есть живая рыночная экономика, но в итоге страдает потребитель. То есть на нас с вами будут зарабатывать, но никто нас не будет защищать. И тут логически вытекает вывод о том, что кто-то должен контролировать производителя, кто-то должен следить за тем, чтобы он продавал нам такой товар, который бы действительно отвечал всем требованиям потребителя.

Для того чтобы уменьшить свои издержки и получить прибыль, любой производитель будет стремиться на чём-то экономить. Самый очевидный для производителя способ сэкономить – это сэкономить на окружающей среде. Чаще всего бывает так, что производители не задумываются о том, как именно их предприятие может навредить природе в будущем, ведь главное – получить прибыль сегодня.

Например, предприниматель построил целлюлозно-бумажный комбинат около озера Байкал. И он не задумывается, что будет с озером потом, он жаждет получить прибыль.

Завод на берегу озера Байкал 

Рис. 5. Завод на берегу озера Байкал (Источник)

Судьба озера волнует только некую группу учёных-экологов и молодёжь, которая стремится защитить окружающий мир от глобализации и всемирного главенства компаний.

Пикет в защиту озера Байкал 

Рис. 6. Пикет в защиту озера Байкал (Источник)

Но крупные производители не принимают их всерьёз, они считают, что деньги первостепенны по отношению к окружающей среде. Исходя из этого, угроза экологической катастрофы становится всё более реальной.

Если государство не будет вмешиваться в экономический процесс, если оно не будет отслеживать ситуацию на рынке, то рано или поздно крупные производители поглотят всех мелких. Этот процесс был очевиден для капитализма XIX века: образовывались монополии. А монополии очень опасны для экономики, ведь если кто-то завладел сегментом рынка полностью, то этот производитель является единственным участником рынка и может диктовать цену. Ведь если конкурентов нет, то потребитель будет вынужден платить цену, установленную монополистом. Государство должно вмешиваться в процессы образования компаний, потому что в обратном случае будут образовываться монополии.

Государство также должно управлять социальной сферой, а, следовательно, заставлять отдавать компании часть своего дохода на социальные программы. Таким образом, у государства множество обязанностей, но возникает вопрос, на какие деньги государство должно существовать. По идее, единственным источником существования государства должны быть налоги. То есть мы с вами – участники экономического процесса, зарабатываем деньги. Мы выполняем те или иные трудовые обязанности, создаём бизнес, занимаем некую вакансию и т. д. И мы передаём часть заработанных денег государству в виде налогов.

4. Налоги

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.

Налоги бывают разные. Есть так называемые прямые налоги, то есть те самые деньги, которые мы заработали и отдали в виде части от своего дохода в пользу государства. В России один из самых низких в Европе подоходных налогов и составляет 13%. Есть также налоги косвенные, то есть налоги, скрытые в цене товара. Например, таможенный сбор: из-за границы ввозится товар, который, возможно, производится и внутри этого государства. Вот для того, чтобы поддержать своего производителя, государство устанавливает некоторый барьер в виде таможенного побора. Товар, соответственно, будет стоить дороже. Но дороже за него платит потребитель, то есть, по сути, государство как бы облагает налогом потребителя, который не хочет поддержать отечественного производителя.

Теперь вырисовывается некая система: люди работают, передают часть заработка государству, а государство, аккумулировав эти средства, должно их справедливо распределить, израсходовать. Но государство не является экономическим игроком, оно не должно зарабатывать деньги. Оно должно те деньги, которые собрало, разумно и справедливо потратить не на себя, а на общество. Эти накопленные деньги называются бюджет. Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette», то есть сумы, которую министр финансов Британии вешал себе на пояс и хранил в ней всевозможные документы, связанные с налогами британцев. Потом он эти документы зачитывал перед Парламентом или монаршей особой. Постепенно это слово перекочевало в другие языки и стало экономическим и социальным термином.

5. Бюджет

Бюджет – это вся совокупность доходов и расходов государства на общество. Сейчас бюджет – это закон и очень масштабный документ. Например, российский бюджет – это документ, включающий в себя тысячу, а иногда и две тысячи листов. Там очень скрупулёзно записаны все статьи доходов и расходов государства.

Бюджеты бывают разные. В настоящее время мы можем говорить о таких двух типах бюджета, как дефицитный и профицитный. Представим себе бюджет: документ, в котором есть доходные статьи (то есть статьи, по которым государство получает средства) и расходные. Если в доходной части условно десять рублей, а в расходной части, когда подсчитаны все необходимые траты государства, получилось условно двенадцать рублей, получится ситуация, о который мы говорим, что бюджет дефицитный. То есть государству средств для решения всех социально значимых задач не хватает, оно испытывает дефицит денег. Если же в доходной статье десять рублей, а в расходной – восемь, то бюджет профицитный, то есть доходов больше, чем расходов. В случаях, когда доходы и расходы равны, бюджет считается бездефицитным.

6. Долг

С другой стороны, если государство живёт в долг, возникает вопрос о том, где взять деньги на осуществление социальной программы. В таких случаях говорят о внешнем и внутреннем долге государства. Государственный долг – сумма задолженности государства кредиторам. Государственный долг – это и задолженность государства по кредитным операциям, обязательства государства относительно внутренних и внешних займов, которые остаются после отчисления погашенной их части, сумма накопленных за предыдущие годы дефицитов государственного бюджета минус его положительное сальдо. Внешний долг возникает, когда государство занимает средства извне, то есть у других стран.  Можно взять деньги в кредит или обменять в виде бартера некие товары, за которые государство будет расплачиваться потом. Также можно взять деньги у международных экономических организаций, например, у Всемирного банка, который  и занимается подобными вопросами, то есть помогает странам, которые испытывают экономические трудности, за определенный банковский процент. То есть, внешний государственный долг – совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Если государство не одалживает вне страны, то оно берёт в долг внутри страны, у своих граждан. Таким образом, внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. Это более мягкий путь.

7. Вставка 2 (внутренний долг США)

В своё время одна компания США разместила довольно специфические часы.

Счётчик внешнего долга США 

Рис. 7. Счётчик внешнего долга США (Источник)

Это было электронное табло, на котором отображался государственный долг Соединённых Штатов Америки в свободном доступе в онлайн-режиме. Эти часы бежали очень быстро, и через какое-то время на них перестало хватать цифр, потому что свыше двадцати знаков это табло не поддерживало. И когда часы зависли, граждане, каждый день проходившие мимо них, наконец, задумались. В газетах начали появляться соответствующие статьи, выпуски по телевидению и прочее. Сейчас совокупный доход США составляет примерно пятьдесят четыре триллиона долларов в год. А долг – четырнадцать-пятнадцать триллионов долларов. Таким образом, Америка уже позаимствовала у своих будущих граждан, у следующего поколения, порядка пятой части собственного годового дохода. Когда-нибудь этот порог превысит половину дохода, и тогда в Америке начнётся экономический коллапс. США – это страна, которая не слишком активно вмешивается в экономические процессы. Государству отведена роль политика, причём политика больше внешнего, чем внутреннего. Действительно, участие американского государства даже в такой важной сфере, как здравоохранение, весьма ограниченно. Главное то, что американцы, как политический и экономический лидер, показывают не лучший пример того, как нужно вести собственную экономику. Пока американское государство достаточно устойчиво. Пока доллар является мировой экономической валютой. Но когда сумма внутреннего долга страны перейдёт порог в половину годового дохода, это надломит всю экономическую систему. Не зря мировые специалисты твердят о том, что миру пора отказываться от однополярной мировой экономики.

8. Необходимость баланса

Необходимо сформировать сбалансированную экономическую модель, которая будет защищена от глобальных кризисов. А сделать это можно только с помощью всех государств на мировом уровне.

Конечно, вопрос об участии государства в экономике довольно сложный. История человечества богата примерами того, когда государство настолько сильно вмешивалось в экономику, что экономика останавливала свои процессы, и государство заходило в тупик. К примеру, Северная Корея, где государство настолько ограничило свободу экономики, что граждане вынуждены получать рис по карточкам, причём в очень ограниченных количествах. Следовательно, слишком активное участие государства в экономике сказывается негативно. С другой стороны, апатия со стороны государства по отношению к экономике может привести к не намного лучшим результатам. То есть необходим баланс, чтобы бизнес развивался во благо обществу, и государство заботилось о своих гражданах, в том числе и о тех, кто занимается экономической деятельностью.

 

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. – М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Справочник бухгалтера (Источник).

2. Единый Портал Обществознание (Источник).

3. Россия и страны мира в цифрах (Источник).

 

Домашнее задание

1.  Как вы думаете, что стало причиной кризиса в Греции?

2.  Что такое налоги? Приведите примеры.

3. * Как вы думаете, какой вид долга является более приемлемым для государства, испытывающего дефицит денег? Свои мысли изложите в виде эссе.