Классы
Предметы

Долг

В данном уроке мы рассмотрим понятие долга и постараемся выяснить, откуда у человека появилось чувство долга. Также мы выясним, каким образом долг помогает строить человеческое общество. Проанализируем соотношение понятий «моральный долг» и «долг общественный». Дадим определение понятию «совесть», поразмышляем о человеческих культурах, которые строятся на понятии долга и совести.

Тема: Сфера духовной культуры

Урок: Долг

1. Понятие долга и ответственности

Для начала давайте выясним, что же такое долг. В повседневной жизни мы часто слышим слова: «ты должен поступить так, а не иначе», «должное поведение», «они должны были»…Но что именно мы должны, почему мы должны и, самое главное, ради чего мы должны? Об этом и пойдёт речь ниже.

Очень сложно ответить на вопрос, когда у человека появляется чувство долга и чувство ответственности; наука не нашла на них однозначного ответа. Сторонники божественной теории происхождения считают, что долг – искра Божья, так Господь отделил нас от всех других веществ на Земле. Мы чувствуем ответственность перед другими людьми, чувствуем, что мы должны исполнять определённые дела – это и отделяет нас от прочих представителей животного мира.

Атеисты считают, что долг выработался постепенно. Изначально человекообразные приматы общались между собой, создавали некую систему взаимодействия, и постепенно в них выработалось уникальное человеческое чувство – долг.

Однако не столь принципиально, как в нас появилось чувство долга, важно то, что это чувство в нас есть. Понятие долга – фундаментальное понятие для построения нынешнего общества, так как понятие долга связывает нас между собой. Итак, мы вступаем во взаимоотношения друг с другом: общаемся, работаем вместе и тем самым приобретаем по отношению друг к другу определённые обязанности. Эти обязанности могут быть элементарными: позвонить товарищу, исполнить какую-либо необходимую функцию, связанную с твоей работой и т. д. Так или иначе, эти обязанности непременно возникают.

Груз долга есть у каждого из нас. Но груз ли это?

Рис. 1. Груз долга есть у каждого из нас. Но груз ли это? (Источник)

С возникновением обязательств друг перед другом у нас непременно возникает ответственность. Если вы взялись что-либо сделать или каким-либо образом взаимодействовать с человеком, значит, вы несёте ответственность за исполнение возложенных на вас обязательств. Это кажется непреложными истинами. Вспомним шахматный закон: взялся за фигуру – ходи.

Игра в шахматы

Рис. 2. Игра в шахматы (Источник)

Из подобных простых вещей и состоит вся наша жизнь. И эти самые простые вещи не настолько просты, как кажется со стороны.

2. Должное поведение

Долг, должное поведение – это те связи, которые опутывают нас по рукам и ногам. Но это ни в коем случае не путы, ведь долг – это то, что формирует нашу жизнь. Элементарный пример: вы садитесь в общественный транспорт. Вы обязаны приобрести билет. У вас есть обязательство и есть необходимость, при этом данное обязательство никоим образом не оспаривается. Безусловно, в случае несоблюдения данного обязательства вы должны будете уплатить штраф, если вас на этом поймают.

Общество ждёт от нас, что мы будем поступать определённым образом

Рис. 3. Общество ждёт от нас, что мы будем поступать определённым образом (Источник)

Вот таких обязательств у человека великое множество. Ведь мы все постоянно что-то должны: делать, исполнять, определённым образом себя вести. В конце концов, мы должны исполнять те или иные социальные роли, например, ученика, учителя, родителя и т. д.

3. Объективные обязанности

Иначе человеческое общество просто не может существовать. Наши обязанности, которые от нас не зависят, то есть не зависят от нашего желания, называются объективными. Это те обязанности, которые мы обязательно должны исполнить. В любом случае, при любой ситуации, вне зависимости от обстоятельств мы должны сделать то, что от нас требуется. Иногда, если человек не соблюдает каких-либо вещей, которые он просто обязан сделать, это может привести к самым тяжким последствиям. Вспомните хотя бы о технике безопасности. Можно привести пример, связанный с Чернобыльской АЭС. Сотрудники этой электростанции должны были очень чётко соблюдать инструкции по её эксплуатации. Видимо, что-то было сделано с нарушением, что и привело к катастрофе огромных масштабов.

Чернобыльская АЭС

Рис. 4. Чернобыльская АЭС (Источник)

4. Моральный и общественный долг

Должное поведение принято в этом смысле разделять на моральный долг и долг общественный. Это разные понятия, они имеют принципиальные отличия.

Общественный долг – это государственный долг, вещь по сути принудительная. Правила общественного долга регулируются в том числе и письменным законодательством. В качестве примера выше уже приводился случай, когда некто заходит в общественный транспорт и не покупает билет. Такое недолжное поведение очень часто карается. Люди выработали эти нормы и неукоснительно их соблюдают. Именно так живёт наше общество. Исполнение служебных обязанностей – это должное поведение, поскольку если они не исполняются, это может привести к очень серьёзным последствиям.

Моральный же долг – это долг персональный, индивидуальный для каждого человека, его ответственность перед окружающими. Необходимо сказать, как соотносятся между собой моральный и общественный долг. Этот вопрос вечен, человек очень давно пытается найти на него ответ, но однозначной точки зрения здесь нет и быть не может. Однако решать этот вопрос для себя необходимо. Если мы воспринимаем общественный долг как персональный, причём не под страхом какого-то наказания, не ввиду какой-то физической ответственности, а именно потому что это наш моральный выбор, то в таком случае наш внутренний мир находится в гармонии. Если же возникает противоречие, то тогда возможны самые негативные последствия, как для нас самих, так и для окружающих.

5. Совесть

В конце концов, у нас существует и такое понятие, как совесть. Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль. Иными словами, совесть – это глубокое осмысление и принятие в себе гражданского долга человека. Это моральный выбор человека в пользу того, чтобы совершать все поступки в своей жизни таким образом, чтобы это не нарушало интересов других людей, и даже более того – чтобы это помогало другим людям.

 «Совесть – не судья, совесть – это прокурор» ( Бауржан Тойшибеков)

Рис. 5. «Совесть – не судья, совесть – это прокурор» ( Бауржан Тойшибеков) (Источник)

6. Восприятие понятия «долг»

Примеров тому в истории человечества можно привести великое множество. Даже некоторые человеческие культуры, по сути, основываются на понятии совесть. Например, если мы возьмём японскую цивилизацию, то в ней понятия совести, долга и ответственности являются определяющими. Они значительно более действенны, чем угроза наказания или физический страх. А вот европейская цивилизация больше ориентируется на систему наказания. Европейцы убеждают, что, если ты не сделаешь это, последует соответствующее наказание. Японцы же говорят, что, если ты не поступишь подобным образом, то ты потеряешь своё лицо. Это уникальное понятие. Потерять лицо – означает потерять уважение в глазах других людей. Люди сочтут тебя человеком без совести, ответственности, долга перед окружающими; ты ненужный человек.

Японская культура построена на страхе «потерять лицо»

Рис. 6. Японская культура построена на страхе «потерять лицо» (Источник)

В любом случае, когда мы говорим о долге применительно к человеческим обществам, мы не воспринимаем это понятие как некую материальную задолженность, хотя у этого слова есть и такое лексическое значение. Очень часто люди воспринимают слово «долг» именно с этой точки зрения. Это не так: в обществе мы постоянно все друг другу что-то должны. И прежде всего мы должны себя правильно вести, соответственно человеческим принципам, которые давным-давно известны.

7. Вставка 1. Пётр Нестеров

Долг и ответственность перед другими людьми иногда заставляют человека совершать героические поступки. Мы воспринимаем это как совершенно нормальное явление. Когда мы читаем о подвигах других, это кажется чем-то обыденным и нормальным. Чтобы понять, насколько серьёзен этот поступок, нужно постараться влезть в шкуру данного человека.

Вспомните судьбу легендарного русского лётчика Петра Николаевича Нестерова. Сейчас медаль Нестерова – это наивысшая награда российских лётчиков. Основоположник российского и мирового высшего пилотажа погиб, совершая, по сути, первый в истории боевой таран. На его биплане не было вооружения. В 1914 году во время одного из разведывательных полётов он обнаружил вражеский самолёт австрийского разведчика. Не сумев иным способом предотвратить миссию неприятеля, Нестеров пошел на таран, во время которого он погиб.

Пётр Нестеров

Рис. 7. Пётр Нестеров (Источник)

Таких примеров можно привести много. Вы наверняка помните о Викторе Васильевиче Талалихине, легендарном лётчике Николае Францевиче Гастелло… Парад героев можно продолжать бесконечно. Нужно только понять: для того чтобы совершить какой-то поступок, ты должен отказаться от инстинкта самосохранения, от того, что заложила в тебя природа. На первое место ты должен поставить чувство долга перед обществом и людьми, которых ты, может быть, даже не знаешь. Хоть это и очень сложно, многие люди на это идут. Именно этим мы и отличаемся от других живых существ на нашей планете.

А на следующем занятии мы поговорим о том, что такое моральный выбор, и почему в одной ситуации человек поступает правильно, а в другой – нет. Вы познакомитесь с этой сложной, но довольно-таки интересной дилеммой.

 

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8. / под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Журнальный зал (Источник).

2. Учеба-Легко (Источник).

 

Домашнее задание

1.  Что такое долг? Что такое совесть? Как соотносятся эти понятия?

2.  Приведите по 3 примера морального и общественного долга.

3. *Выпишите минимум 5 русских пословиц, в которых речь идёт о моральном и общественном долге. Кратко поясните, как вы понимаете смысл каждой из них.