Классы
Предметы

Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть

На уроке мы познакомимся с одним из основных принципов правового государства, на котором строится власть в любом демократическом обществе, – принципом разделения властей. Вы узнаете, какие ветви власти функционируют в демократическом государстве, каковы полномочия каждой из них и как они взаимодействуют между собой. Сегодня мы остановимся на двух ветвях власти – законодательной и исполнительной, а также рассмотрим, что такое система «сдержек и противовесов».

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Разделение властей (законодательная и исполнительная)

 

1. Введение

Разделение властей – это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Окончательно данная концепция была сформулирована философами-просветителями Дж. Локком и Ш. Монтескье. Данная доктрина исходит из положения, что власть в государстве делится на три независимые и самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с таким разделением создаются высшие органы государства – парламент, правительство, глава государства. При этом конституция государства закрепляет юридическое равенство всех трех ветвей власти.

Рис. 1. Заседание Правительства РФ

В демократическом государстве складывается особый механизм взаимодействия ветвей власти между собой, основанный на постоянном взаимоконтроле ветвей власти, не позволяющий какой-либо одной ветви узурпировать власть, превысив свои конституционные полномочия. Данный механизм получил название системы «сдержек и противовесов», которая заключается в том, что каждая ветвь власти имеет в своем арсенале рычаги воздействия на другие ветви власти в рамках закона, что создает условия для взаимного контроля и взаимодействия всех ветвей власти. В конечном счете данная система направлена на соблюдение интересов государства, общества и личности.
Законодательная (представительная) власть формируется на основе выборов, когда народ делегирует своим представителям властные полномочия и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы обладают верховенством государственной власти в стране, так как их власть является производной от народа. Кроме того, только парламент может принимать решения, облекаемые в форму закона и обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и гражданами.

Рис. 2. Депутаты ГД

Таким образом, законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
Законодательная власть реализуется избираемым парламентом – высшим представительным (законодательным) органом государства. Парламент может иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. Двухпалатный парламент обычно состоит из верхней и нижней палаты, как, например, в РФ (Государственная Дума и Совет Федерации). Верхняя палата является противовесом нижней палате и предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Руководство палатами парламента осуществляют председатели палат, которые ведают внутренним распорядком палаты и председательствуют на заседаниях. Председатель палаты представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, а также руководит прениями, голосованием в палате, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.
Каждая из палат на весь срок своих полномочий образует комитеты и комиссии, как постоянные, так и временные. Они являются рабочими подготовительными органами палат по различным направлениям их деятельности. Их задача главным образом состоит в предварительном рассмотрении законопроектов.
Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества, так как он наделен правом издавать законы. Однако название данной ветви власти вовсе не означает, что кроме законодательной деятельности парламент не выполняет никакой другой роли. Важной функцией законодательной власти также являются финансовые полномочия. Практически это означает, что парламент ежегодно утверждает государственный бюджет, устанавливает налоги. Парламент наделен правом участия в формировании высших и центральных государственных органов исполнительной власти и высших судебных органов. Он осуществляет контроль за работой правительства и других органов исполнительной власти, принимает решения об отречении от власти президента и других высших должностных лиц, а также осуществляет ратификацию (одобрение) международных договоров, решает вопросы войны и мира и т.д. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.
Исполнительная власть, в отличие от законодательной власти, носит производный характер, то есть производна от парламента или главы государства, поскольку формируется этими государственными органами. Задачи органов исполнительной власти состоят главным образом в исполнении решений, принятых парламентом и президентом. Исполнительная власть носит подзаконный характер, и все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены во исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные органы.
Однако в настоящее время роль правительства в осуществлении государственной власти постепенно повышается во многих странах мира. Правительство не только исполняет решения, принятые парламентом, но порой и само направляет деятельность парламента. Исполнительная ветвь власти отличается следующими признаками:
1. исполнительная власть и ее органы действуют непрерывно и везде на всей территории государства;
2. исполнительная власть, в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы и имеет в своем распоряжении вооруженные формирования: армию, органы безопасности, полицию.

Следовательно, исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, которая имеет универсальный и организующий характер и направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство – высший орган исполнительной власти и его органы на местах. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Оно призвано обеспечивать охрану существующего конституционного строя, защиту внешних интересов государства, осуществление экономической, социальной и иных функций в сфере государственного управления. Правительство осуществляет назначения на высшие военные и гражданские должности, а также в его ведении находится административный аппарат. Во многих странах правительство обладает правом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

Рис. 3. Дом Правительства РФ

За проводимый курс правительство, как правило, несет солидарную политическую ответственность перед парламентом. Это выражается в том, что парламент может отказать правительству в доверии. Вотум недоверия правительству, вынесенный парламентом, приводит к отставке правительства и замене его новым правительством или к роспуску парламента главой государства (в парламентских и смешанных республиках).
В президентских республиках исполнительная власть принадлежит единолично президенту, который самостоятельно формирует правительство. В таких государствах правительство ответственно только перед президентом, который может самостоятельно отправить его в отставку (например, в США). Парламент не имеет рычагов влияния на правительство, не может выразить ему вотум недоверия, но и президент в таких республиках не может досрочно распустить парламент.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых из центра местных органов исполнительной власти (местной администрацией), либо выборными органами местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому или избираемому представителю центральной власти (губернатору, префекту), который осуществляет управление данной территорией.
Разделение властей как конституционный принцип может иметь место как при монархической, так и при республиканской формах правления. Наиболее последовательное и жесткое разделение властей характерно для президентской республики.

 

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. – М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012.

 

Домашнее задание

1. Расскажите, какие государственные органы входят в законодательную и исполнительную ветви власти в нашей стране?

2. Как называются высшие органы законодательной и исполнительной власти в России?