Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Административное право

Тема данного видеоурока звучит как «Административное право». Вы сможете понять, каким образом государство управляет обществом, какие законы и нормы помогают в этом. Вы узнаете, что такое административное право, почему оно необходимо для нормального функционирования общества. Преподаватель подробно раскроет тему урока.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 КЛАСС

 

Тема: Административное право.

 

Урок 33

 

Кобба Денис Валерьевич

кандидат исторических наук

 

Вы хорошо знаете, что у каждой из ветвей единой го­сударственной власти есть своя, строго определенная Конституцией доля участия в управлении государством. Законодательная ветвь власти осуществляет государствен­ное управление посредством законодательной деятельнос­ти. Судебная власть выполняет свои задачи государственного управления путем отправления правосудия. Нако­нец, существует особая ветвь государственной власти, деятельность которой связана с претворением в жизнь исполнением закрепленных законом предписаний. Ее так и называют –  исполнительной властью. Она осуществляет прямое непосредственное государственное управление во всех основных сферах жизни общества.

Деятельность исполнительной власти, любого ее зве­на, строится на основе юридических норм, совокупность которых составляет особую отрасль в системе российско­го права –  административное право.

Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общест­венных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те об­щественные отношения, которые складываются в процес­се осуществления исполнительной власти в связи с де­ятельностью ее органов, призванных осуществлять функ­ции государства.

Естественно, что нормы административного права име­ют свои особенности. Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всег­да носят властный, императивный (строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.

Нормы административного права охватывают все ос­новные сферы жизни общества: экономическую, поли­тическую, социальную, культурную –  поскольку во всех этих сферах осуществляется (в том или ином объеме) уп­равленческая деятельность.

Например, государственное управление в сфере эконо­мики включает управление промышленностью, сельским хозяйством, связью, строительством и жилищно-комму­нальным хозяйством, транспортно-дорожным комплек­сом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружа­ющей среды и т. д. Государственное управление в поли­тической сфере включает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Го­сударственное управление социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.

Нормы административного права регулируют деятель­ность таких субъектов, как:

а)         государственные органы  исполнительной власти (правительство,  министерства и ведомства,  правоохрани­тельные органы);

б)         органы местного самоуправления;

в)         коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные  объединения, религиозные организа­ции   (каждая   такая   организация   подлежит   государст­венной  регистрации,  действует  на основе лицензии  (го­сударственного разрешения) и таким образом вступает в административные   правоотношения   с   исполнительной властью, должностными лицами);

г)         должностные лица названных органов и организа­ций;

д)         отдельные граждане (гражданин вступает в адми­нистративные правоотношения,  осуществляя  свои  адми­нистративные  права,   например  при  получении общего и среднего образования, медицинской, юридической, тех­нической помощи, административной и судебной защиты и др.).

 

Нормы административного права, как и другие соци­альные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-раз­ному влияют на общественные отношения. Так, нормы-запреты действуют как предупреждение не совершать оп­ределенные действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д., гласит Кодекс РФ об административных правонарушени­ях – КоАП). Предписывающие (обязывающие) нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определенные действия (например, поло­жения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов админист­ративного права. Нормы-дозволения составляют основную часть административного права. Они охватывают огром­ный круг административных прав граждан. В первую оче­редь это права, которыми гражданин пользуется по свое­му усмотрению: право на имя, право на получение сред­него и общего образования, право на трудоустройство, право на разные виды помощи – медицинской, юриди­ческой, технической; право на защиту (административную жалобу, заявление в суд) и др.

Что такое правоотношение, вы уже знаете. Админи­стративное правоотношение –  его конкретная разновид­ность. Охарактеризуем некоторые его черты.

Прежде всего следует помнить, что административные правоотношения имеют избирательный характер: они складываются только в той сфере общественных отноше­ний, которая регулируется нормами административного права, – в сфере деятельности исполнительной власти (государственных органов и органов местного самоуправ­ления, выполняющих определенные государственные функции).

Для возникновения административных правоотноше­ний мало, чтобы стороны, вступившие во взаимодействие, обладали определенными правами и обязанностями. Необ­ходимо, чтобы хоть одна из сторон административно-правового отношения была представлена субъектом (ор­ганом или должностным лицом) административной власти, т. е. наделенным государственно-властными пол­номочиями.

Поскольку в административных правоотношениях участвует исполнительная власть, эти правоотношения чаще всего имеют властный характер. Их можно выра­зить формулой «власть – подчинение». Это значит, что одна сторона правоотношения наделена государственно-властными полномочиями –  управляет, распоряжается, действует от имени государства, а другая обязана подчи­няться. Отсюда следует, что между двумя рядовыми граж­данами административные правоотношения невозможны.

Сказанное, однако, не исключает такой ситуации, ког­да отношения складываются между субъектами исполни­тельной власти, имеющими одинаковый статус (положе­ние) в системе органов государственной власти (например, два или несколько министерств могут договориться о создании межведомственной рабочей группы или комиссии для подготовки каких-либо совместных решений, проектов).

Административное правоотношение, как и любое правоотношение, возникает в связи с конкретным событие] действием, но только в том случае, если событие или действие предусмотрено в норме административного права (если же не предусмотрено –  не возникает).

Кто же обычно рассматривает споры между участника ми административного правоотношения? Сегодня чаще всего их рассматривают в так называемом административном порядке (т. е. внесудебном). Как правило, это делает вышестоящий начальник того лица, чьи действия обжалуются   (например,   если   работник   одного  из  отделов предприятия решил, что бухгалтер отдела неправильно начислил ему зарплату, он может обратиться к главному (вышестоящему)   бухгалтеру,   и   тот   обязан   разрешить конфликт). В более сложных ситуациях в дело включится милиция.

Итак, можно дать следующую характеристику поня­тия, черты которого мы рассмотрели выше: администра­тивными правоотношениями называют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.

Административное правонарушение. Такое правона­рушение еще называют знакомым вам термином просту­пок. Как вы помните, от преступления он отличается меньшей степенью вреда для общества, но тоже является правонарушением. Административное правонарушение по­сягает на:

общественный порядок;

собственность;

права и свободы граждан;

установленный порядок управления.

К административным правонарушени­ям против личности относят правонарушения, посягаю­щие на права и здоровье граждан (это могут быть нару­шения законодательства о труде и правил охраны труда; нарушения санитарно-гигиенических норм; проведение агитации в период ее запрещения; распространение лож­ных сведений о кандидате и др.), к ним относятся и по­сягающие на собственность (это могут быть нарушения прав государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир; мелкие хищения государственной соб­ственности и общественного имущества и др.).

К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок, относят, например, незакон­ное приобретение и хранение наркотических средств в не­больших размерах; мелкое хулиганство; азартные игры, распитие спиртных напитков в общественных местах, не предназначенных для этих целей; появление в обществен­ных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и др

К административным правонарушениям в области ох­раны окружающей среды и памятников культуры отно­сят, например, незаконную порубку и повреждение де­ревьев, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод в запрещенных местах; засорение лесов бы­товыми отходами и отбросами; нарушение правил охоты, рыбной ловли, пожарной безопасности в лесах и др.

Отметим основные признаки административного право­нарушения. Вы уже поняли, что административное пра­вонарушение – это всегда определенное деяние (действие или бездействие). Это деяние антиобщественное и про­тивоправное, т. е. нарушающее какие-либо нормы права. Наконец, это деяние виновное, т. е. совершенное лицом, которое осознавало (понимало) недопустимость (противо­правность) своего поведения и связанных с ним результа­тов.

 

Иллюстрации:

http://www.kirovnet.ru/files/img/news/3556/5320.jpg

http://s44.radikal.ru/i105/1106/76/034413f634c0.jpg

http://foretime.ru/wp-content/uploads/2011/10/pamyatnik-leninu-v-naxodke-raskrasili.jpg