Классы
Предметы

Опасные и чрезвычайные ситуации

На этом уроке мы поговорим о предмете основы безопасности жизнедеятельности, понятиях «опасность» и «безопасность». Узнаем, где может подстерегать нас опасность. Узнаем, чем отличаются опасные и экстремальные ситуации от чрезвычайных. Познакомимся с видами чрезвычайных ситуаций.

Все вы прекрасно знаете о том, что вокруг нас много опасностей. Как уберечься от них? Что делать, если все-таки попал в чрезвычайную ситуацию? Как себя вести в экстремальных ситуациях? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы на сегодняшнем уроке.

Сказка о трех мешках хитростей

Вы, наверное, все любите сказки, ведь там с героями всегда происходят очень интересные события, а они стойко преодолевают все препятствия. Именно за ловкость, умелость и сообразительность мы любим героев сказок (рис. 1).

Вы, наверное, помните замечательную сказку «Три мешка хитростей». Про то, как хитрющая Лисица, продираясь в сад за виноградом, попадает в силки. По совету Ёжика, притворившись мертвой, она спасает себя от расправы, но не отказывается от воровства. Обманув доверчивого Ёжика, Лисица заставляет его носить для нее из сада виноград, не желая сама подвергаться опасности.

Когда же сам Ёжик попался в силки, Лисица сказала ему, чтобы он сам выбирался из этой опасной ситуации.

Чем заканчивается сказка, вы знаете – Ёжик обманул Лисицу, и она поплатилась за воровство и равнодушие.

Эта сказка учит нас не только тому, что воровство – это нехорошо, но и взаимопомощи, взаимовыручке.

Помните, ребята, что в опасных ситуациях стоит думать не только о собственном здоровье, но и помогать товарищам. Если каждый из нас будет готов прийти на выручку другому человеку, то можно быть уверенным, что и вам при необходимости помогут.

Рис. 1. Герда и Маленькая разбойниц (Источник)

Начинать наш разговор об опасностях и чрезвычайных ситуациях нельзя без понимания того, что такое безопасность.

Безопасность – это состояние защищенности, когда человеку ничто не угрожает.

Опасности подстерегают нас во многих местах. Давайте вспомним те места, где мы чаще всего бываем: дома – на балконе, в ванной, в подъезде, на улице, в школе, в гостях, в магазине, на ярмарке, в транспорте, в общественных местах (рис. 2).

Помните, что во всех ситуациях нужно быть осторожными и не терять бдительности, ведь, например, на дороге часто происходят ДТП, которые, к сожалению, могут коснуться и вас.

Рис. 2. Обвал крыши подъезда (Источник)

Рис. 3. Бенгальский огонь (Источник)

Различные вещи могут служить как на благо человеку, так и во вред ему. Например, с помощью газа человек согревается зимой, с его помощью мы готовим пищу, но при неосторожном обращении он может разрушить жилище – достаточно одной искры (рис. 4). Электричество дает нам свет, согревает, многие бытовые приборы работают от электричества, но халатность при и работе с электричеством несет смертельную опасность для человека.

Рис. 4. Последствия взрыва бытового газа (Источник)

Некоторые опасности видны сразу – кипящая вода, открытый огонь, разлитое масло. Другие не проявляют себя до поры до времени, как то: осколки стекла, искрящая розетка, подтекающий кран.

Вы нередко могли слышать слова «опасность», «опасная ситуация». Что они значат? Опасность – это угроза, вероятность чего-либо неблагоприятного для человека.
Опасные ситуации – это неблагоприятная обстановка, которая может нанести вред здоровью человека, его имуществу или окружающей его среде.

Опасности подстерегают в самых неожиданных местах

В 2009 году в одном из пригородных детских лагерей, где дети были под присмотром воспитателя, случилась трагедия.

Дети вместе с пионервожатой отправились на прогулку в парк около лагеря. Устав, дети предложили отдохнуть на берегу озера под сенью старых деревьев. Одна из девочек отошла от группы и решила присесть отдельно от всех. Спустя несколько минут послышался треск и резкий крик. Ребята и пионервожатая бросились туда – оказалось, что девочку придавило веткой, неожиданно отломившейся со старого дерева. Девочке оказали первую помощь, но с открытым переломом ноги ей пришлось лежать три месяца.

Почему это произошло? В первую очередь виной всему невнимательность пионервожатой и неосторожность девочки, которая отбилась от группы, ну и, конечно, халатность работников, ухаживающих за прилагерной территорией.

Примерами опасных ситуаций могут быть такие: человек попал в ДТП, остался без крова, пищи или воды, простудился или даже просто упал. Эти ситуации мы бы назвали опасными, но что же тогда значит словосочетание «экстремальная ситуация»?

Экстремальными называются такие ситуации, когда условия жизни и деятельности максимально усложняются и требуют от человека напряжения физических и эмоциональных сил. Например, кода человек тонет, задыхается, замерзает, истекает кровью и пр. Подобные ситуации требуют максимальной собранности и хорошей подготовки, как физической, так и моральной.

Вы наверняка слышали по телевидению или от взрослых о больших бедствиях, как-то: наводнения, лесные пожары, землетрясения, цунами, разливы нефти, аварии на атомных электростанциях, которые могут привести к большим человеческим и материальным жертвам. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Ненастье в Сибири 9-13 марта 2013 г.

Вы могли слышать о страшной пурге в Сибири в марте 2013 года. Ненастье продолжалось несколько дней. Множество машин были остановлены снежными завалами.

Не обошлось без жертв – несколько человек погибло, задохнувшись угарным газом, потому что спали в автомобиле с включенным двигателем, чего ни в коем случае делать нельзя. Сотни человек оказались в плену у стихии.

Спасательные работы велись круглосуточно, было привлечено огромное количество техники. Спасательными службами была налажена поставка горячего питания и питьевой воды пострадавшим. Вскоре со стихией справились, и люди были освобождены.

Жертвами стали те люди, которые не соблюдали технику безопасности. В остальном же люди приходили на выручку друг другу, поэтому количество жертв было минимально.

Рис. 5. Цунами (Источник)

Чрезвычайные ситуации – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (рис. 5).

Рис. 6. Спасатели (Источник)

При различных бедствиях на помощь населению приходят государственные спасательные службы (рис. 6). Они эвакуируют людей в безопасные места, обеспечивают пищей и водой до устранения ЧС. Местные власти по распоряжению Президента РФ помогают пострадавшим материально.

Чаще всего в жизни человеку приходится сталкиваться с ситуациями, которые угрожают лично ему, когда помощь себе может оказать только сам пострадавший.

 

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013, 174 [2] с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. – 2012, 160 с.  
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. – 2012, 191 с.

 

  Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Dic.academic.ru (Истчоник).
  2. Youtube.com (Источник).
  3. Video.yandex.ua (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы на стр. 10–11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013, 174 [2] с.: ил.
  2. Выполните задание № 1 на стр. 11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013, 174 [2] с.: ил. *
  3. Выполните задание № 3 на стр. 11 Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013, 174 [2] с.: ил.