Классы
Предметы

Авария транспортного средства в безлюдной местности

Урок посвящен выживанию при аварии в безлюдной местности. Как действовать в подобной ситуации? Как спасти себя и близких людей? Как позаботиться о себе, если помощь придет не сразу? На эти и другие вопросы вы сможете найти ответ в этом уроке.

В прошлый раз вы узнали, как действовать, если вы заблудились в лесу. Сегодня мы обсудим первоочередные действия при аварии транспортного средства в безлюдной местности. Как действовать в подобной ситуации? Как спасти себя и близких людей? Мы попытаемся дать ответы на эти вопросы.

В наше время люди очень часто оказываются в автономии в результате транспортных аварий.

Допустим, вы ехали отдыхать на море по крымскому серпантину и неожиданно, в силу тех или иных обстоятельств, транспортное средство перевернулось, пассажиры остались живы. Если это автомобиль, то возможен взрыв топливного бака, поэтому нужно как можно скорее покинуть машину (рис. 1).

Рис. 1. Автомобильная авария (Источник)

Необходимо отойти на безопасное расстояние, помочь пострадавшим выйти в безопасную зону. Успокоиться и оказать первую помощь тому, кто в ней нуждается. По возможности спасти необходимые для жизнеобеспечения вещи, продукты питания. Оценить сложившуюся ситуацию и принять решение: оставаться на месте аварии и ждать помощи или самостоятельно выходить к людям.

Русские Робинзоны

Практически всем известна история Робинзона Крузо, описанная Даниэлем Дефо. Герой был вынужден после крушения своего корабля долгое время жить на необитаемом острове, но, волею случая, он завладел множеством инструментов и всевозможных полезных приспособлений.

Мало кто знает, что в России также были свои Робинзоны, попавшие в гораздо более сложные обстоятельства.

История произошла в середине восемнадцатого века. Промышленники из Мезени плыли с богатым уловом в Архангельск. На острове Шпицберген четверо из них вышли, чтобы запастись оленьим мясом. Ночь и буря пришли неожиданно, и промышленники решили переночевать в избушке, находящейся на острове. С утра, к своему ужасу, они обнаружили, что их оставили на острове без средств к существованию и надежды на спасение.

У потерпевших бедствие было только по ружью с небольшим запасом пороха и по ножу. Когда порох закончился, поселенцы сделали луки из прибитых волнами к острову веток, тетиву сделали из оленьих жил, а наконечники были костяными. Оленье мясо жарили, варили и вялили, а шкуры употребляли для изготовления одежды. Вскоре охотники стали настолько ловкими, что без лыж могли настигать и убивать оленей (рис. 2).

Рис. 2. Северный олень. (Источник)

В таких условиях в суровом заполярном климате рыбаки прожили 7 лет, пока к берегу не причалило промышленное судно.

Вот так четверо поморов выживали практически без снаряжения на холодном острове, на котором практически нет растительности.

Вы должны помнить, что при любых обстоятельствах есть возможность выжить, главное – воля к жизни.

Ответ зависит от многих факторов, и нужно взвесить все сложившиеся обстоятельства. Решение оставаться на месте аварии можно принимать в тех случаях, когда:

- нет возможности сориентироваться на местности и определить свое местоположение;

- вы не можете решить, в какую сторону двигаться и где находится ближайший населенный пункт;

- местность труднопроходима (горы, лес, болота, ледники или мощный снежный покров);

- имеются тяжелые больные, транспортировать которых вы не в состоянии;

- ваш сигнал бедствия принят, и вам обещана помощь (рис. 3).

Рис. 3. Раненым нужно оказать первую помощь. (Источник)

Если вы приняли решение оставаться на месте, то вам необходимо:

- приготовить все возможные сигнальные средства (ракеты, топливо для сигнального костра и т. д.);

- сделать укрытие для людей (рис. 4);

Рис. 4. Стоит позаботиться о ночлеге (Источник)

- собрать все запасы провизии и вести им строгий учет;

- установить постоянное наблюдение за местностью и воздушным пространством;

- провести разведку окружающей местности с целью обнаружения запасов воды или добычи пищи (рыбная ловля, наличие съедобных ягод и растений, возможность охоты).

Необычное использование обычных вещей

Когда вы оказались без необходимых для выживания вещей вдали от цивилизации, стоит вспомнить, что ваша одежда и аксессуары могут помочь вам в нелегком деле выживания.

Например, ботинки являются очень полезной для выживания вещью. Так, шнурки можно использовать в качестве веревки, а также для изготовления рыболовных снастей, луков и охотничьих силков. Такое же применение можно найти толстой нити, вытянутой из обувного шва.

Из подков, гвоздей и других металлических частей при умелых руках могут получиться неплохие рыболовные крючки (рис. 5).

Рис. 5. Рыболовные крючки из колец жестяных банок (Источник)

Из кожаного верха можно вырезать «кожанку» для рогатки. В сапоге, не имеющем отверстий, возможно хранить, переносить и даже нагревать воду.

Также можно использовать штаны. В аварийной ситуации штаны могут заменить рюкзак. Для этого внутрь штанов укладывается переносимый груз, пояс затягивается и крепко завязывается. Штанины, перекинутые через плечи и пришитые или привязанные нижним концом к штанам, заменяют лямки. Подобный импровизированный рюкзак достаточно вместителен и удобен.

Также и другие вещи можно использовать для выживания. Главное не падать духом и использовать свою смекалку.

Покидать место происшествия следует, если:

- точно известно расположение ближайшего населенного пункта, и ваше состояние позволяет до него добраться;

- неподалеку обнаружены явные признаки жилья, река, дорога;

- возникает угроза стихийного бедствия.

Уходя с места аварии, обязательно напишите записку с указаниями, когда и куда вы ушли. Записку следует положить в непромокаемую упаковку, банку или бутылку, упаковку надо положить или привязать на видном месте.

Побег Тома Сойера

Очень популярна книга Марка Твена о непослушном и изобретательном мальчишке Томе Сойере. Ваши мамы и папы любят эту историю.

Однажды Том, провинившись перед тетей, решил вместе с друзьями сбежать на остров Джексона и пожить на нем, как настоящие пираты. Сначала всем ребятам затея очень понравилась, ведь они взяли с собой запас еды и спички.

Ребятам особенно нравилось то, что не нужно ходить в школу, можно купаться, сколько хочешь, и что нет контроля (рис. 6).

Рис. 6. Том Сойер на острове (Источник)

Мальчишки упоительно проводят время на лесистом острове Джексона, играют, купаются, ловят невероятно вкусную рыбу, уплетают яичницу из черепаховых яиц.

Во время ужасной грозы мальчишкам чудом удалось уберечься. Затея Тома уже не казалась такой увлекательной, и мальчики хотели вернуться домой. Том с трудом уговорил их дождаться сенсационного возвращения.

Жаль, проказник поздно понял всю жестокость своей шутки. Ведь родители мальчиков волновались, была организована поисковая экспедиция. Выдумка Тома принесла много хлопот.

Иногда детям приходит мысль сбежать из дома. Они надеются, что смогут выжить на улице или в природе. Но, как вы уже поняли, это нелегко. Родители вас любят и дорожат вами. Даже если вы провинились, вас не перестанут любить. Помните об этом и не делайте опрометчивых шагов.

Если вы уходите с места аварии, алгоритм действий должен быть следующим:

- определить направление, в котором вы будете двигаться, разбить маршрут на участки и составить приблизительную карту или схему движения;

- подготовить и собрать имущество и снаряжение, которое пригодится для обеспечения жизнедеятельности в условиях автономного существования;

- распределить груз между членами группы;

- проверить экипировку;

- иметь под рукой сигнальные средства для немедленного применения.

Если в группе имеются пострадавшие люди, им нужно оказать первую помощь и подготовить пострадавших к транспортировке;

- распределить продукты и воду между членами группы и установить суточные нормы питания.

Двигаясь по определенному вами маршруту, намечайте себе ориентир, а достигнув его, намечайте следующий. Время от времени следует оглядываться назад и внимательно осматривать оставшуюся позади местность, а также отмечать свой путь, делая засечки или какие-либо отметки (рис. 7).

Рис. 7. Оставляйте заметки, чтобы найти дорогу (Источник)

Это поможет вернуться на предыдущее место. Такая необходимость может возникнуть, если вы сбились с намеченного курса или встретили труднопреодолимые препятствия. В таких случаях необходимо попасть в исходную знакомую точку и уже принимать решения с учетом сложившихся обстоятельств.

Знания, полученные на сегодняшнем уроке, однажды могут спасти вам жизнь, ведь теперь вы точно знаете, как поступать в экстремальных ситуациях.

 

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013. – 190 [2] с.: ил. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. – 1-е изд. – М: Изд-во АТС, 1996. – 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. – 2012, 209 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. 2med.org (Источник).
  2. Aerochayka.ru (Источник).
  3. Youtube.com (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 1 на стр. 49. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013. – 190 [2] с.: ил.
  2. Запишите алгоритм действий при аварии автотранспортного средства неподалеку от поселка.
  3. * Найдите и опишите разные способы разведения костра.