Классы
Предметы

Разнообразие растений

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Разнообразие растений» («Окружающий мир», 1 класс). В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы – растениями. Учитель расскажет о разнообразии растений – живой одежды нашей планеты.

Урок: Разнообразие растений

1. Определение растения

Вы уже знаете, что растения относятся к живой природе. Как и все живое, растения растут, питаются, дышат и размножаются. Поглощая вредные вещества, растения выделяют кислород, которым мы дышим. Растения – это зеленая одежда нашей планеты. Мир растений богат и разнообразен. А где же можно встретить растения?

2. Где растут растения

В лесу.

лес      

Рис. 1. (Источник)

На лугу.

луг      

Рис. 2. (Источник)

В поле.

поле            

Рис. 3.

Высоко в горах.

горы            

Рис. 4. (Источник)

В реках и озерах.

река          

Рис. 5. (Источник)

И даже в пустыне.

пустыня           

Рис. 6. (Источник)

3. Части растения

 Внимательно рассмотрите рисунок 7 и определите, из каких частей состоит растение.части растения       

Рис. 7. (Источник)

Рассмотрим, для чего служит каждая часть растения.

Корень помогает растению закрепиться в почве и всасывает воду с питательными веществами.

корень      

Рис. 8

Стебель – часть растения, по нему проходят питательные вещества.

стебель 

Рис. 9. (Источник)

Лист поглощает углекислый газ и выделяет кислород. С помощью листьев растение питается и дышит.

лист   

Рис. 10. (Источник)

Цветок – часть растения, из которого формируется плод с семенами.

цветок            

Рис. 11. (Источник)

С помощью семян растение размножается.

семена         

Рис. 12. (Источник)

4. Группы растений

Вы уже знаете, что в природе все взаимосвязано.

Живая природа не может обходиться без неживой природы. Растениям нужна вода с питательными веществами, свет, вода, чистый воздух. Только тогда растение чувствует себя хорошо: цветет, растет и радует глаз человека.

Растения длятся на деревья, кустарники и травы.

5. Деревья

Деревья имеют крепкие корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви с листьями называют кроной дерева.

дерево    

Рис. 13. (Источник)

Отгадайте загадку. О каком дереве идет речь?

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

Это береза.

береза              

Рис. 14.

Береза верно служит людям. Это единственное дерево с белой корой. Самые жаркие березовые дрова, поэтому русские печи топили именно ими. В бане парятся березовыми вениками. А из коры березы - бересты - можно сделать много интересного. Например,  туесок – круглый короб для хранения меда или ягод.

Определите, с какого дерева упал листок.

дуб 

Рис. 15. Дуб (Источник)

береза        

Рис. 16. Береза (Источник)

рябина

Рис. 17. Рябина (Источник)

клен

Рис. 18. Клен (Источник)

ива    

Рис. 19. Ива (Источник)

Каким деревьям принадлежат эти плоды?

плоды дуба      

Рис. 20. Плоды дуба (Источник)

плоды рябины         

Рис. 21. Плоды рябины (Источник)

плоды ели           

Рис. 22. Плоды ели (Источник)

плод яблони      

Рис. 23. Плод яблони (Источник)

плод сосны        

Рис. 24. Плод сосны (Источник)

На нашей планете растет различное количество деревьев. Но есть среди них необычные деревья, давайте познакомимся с некоторыми из них.

Секвойя. Одно из самых высоких деревьев в мире. Высота дерева может достигать высоты тридцатиэтажного дома.

секвойя    

Рис. 25. (Источник)

Баобаб растет в Африке. Кора этого дерева способна накапливать про запас до 120 тысяч литров.

баобаб      

Рис. 26. (Источник)

Плоды хлебного дерева в жареном виде по вкусу напоминают свежий хлеб.

хлебное дерево       

Рис. 27. (Источник)

Баньян называют дерево-лес за его необычные ветви. В центре находится главный ствол, от него вырастают побеги, которые тянутся к земле.

баньян       

Рис. 28. (Источник)

Колбасное дерево получило свое название от формы плодов, которые достигают длины до 5-10 сантиметров. К сожалению, они не съедобны.

колбасное дерево        

Рис. 29. (Источник)

6. Кустарники

Вторая группа растений – это кустарники. В отличие от деревьев у кустарников не один ствол, а несколько, но они намного тоньше. Как и у деревьев, стволы кустарников покрыты корой. Они прочные и твердые. Давайте познакомимся с некоторыми видами этой группы.

Сирень бывает двух цветов: сиреневая и белая. Цветы сирени обладают приятным запахом. У сирени есть еще одно свойство – до первого снега листья сирени остаются зелеными.

сирень       

Рис. 30. (Источник)

Шиповник – дикая роза. После цветения образуются плоды, в них содержится много витаминов. Их собирают и сушат, делают витаминный сироп.

шиповник       

Рис. 31. (Источник)

Желтая акация используется в качестве изгороди в парках и скверах. Осенью на месте цветов образуется стручок.

желтая акация       

Рис. 32. (Источник)

Смородина бывает черной, красной и белой. Ягоды обладают целебными свойствами.

смородина     

Рис. 33. (Источник)

7. Травы

Третья группа растений – травы. В отличие от деревьев и кустарников, у трав нет ствола и веток, стебель мягкий и сочный. Загадки помогут познакомиться нам с некоторыми представителями этой группы.

Ты растение это не тронь,
Жжется больно, как огонь.

крапива            

Рис. 34. Крапива (Источник)

Горел в траве росистой, затем померк,
Потух и превратился в пух.

одуванчик 

Рис. 35. Одуванчик (Источник)

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки,
Маленькие лапушки.

подорожник          

Рис. 36. Подорожник (Источник)

Стоят кругом сестрички
Желтые глазки, белые реснички.

 ромашки      

Рис. 37. Ромашки.

А знаете ли вы, как цветы и травы получили свое название? Подорожник получил свое название, потому что растет у дороги. У одуванчика после цветения семена легко сдуваются. А цветок колокольчика напоминает колокол.

О многих цветах и травах написаны легенды. Богиня Флора раздавала имена растениям. В траве она не заметила маленький голубой цветок. Уходя, она услышала: «Не забудь меня!». Богиня Флора назвала этот цветок незабудкой. Так незабудка получила свое название и стала символом воспоминаний.

незабудки     

Рис. 38. Незабудки (Источник)

Давайте познакомимся с необычными травянистыми растениями.

На первый взгляд может показаться, что банан – дерево, однако у банана нет прочного ствола, покрытого корой. После созревания плодов банан погибает. Высота стебля достигает 7 метров. Банан считается одной из самых высоких трав в мире.

банан    

Рис. 39. (Источник)

Бамбук - самая быстрорастущая трава. За сутки может вырасти на один метр. А еще бамбук – любимая пища панды.

бамбук          

Рис. 40. (Источник)

Вы уже знаете, сколько бед в себе несет пожар в лесу или на лугу. После пожара, кажется, уже ничего не сможет вырасти. Но проходит время и на черной обуглившейся земле появляются первые росточки. Какое же растение смогло выжить после пожара?

Знакомьтесь, это кипрей. Заросли этого растения напоминают розовое поле. А еще это растение обладает полезными свойствами: его заваривают и пьют как чай. Второе название этого растения иван-чай.

кипрей          

Рис. 41. (Источник)

8. Вывод урока

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы.

Мы живем с вами на удивительной зеленой планете, где растет огромное количество деревьев, кустарников и травы. Помните, что каждый сорванный цветок, сломанная ветка - это вред, который человек наносит природе.

На следующем уроке мы рассмотрим тему «Дикорастущие и культурные растения». В ходе занятия познакомимся с двумя группами растений – дикими и культурными.

 

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1.   Фестиваль «Открытый урок» (Источник). 

2.    Сайт Лукьяновой Ирины Викторовны (Источник). 

3.    Мамоновская средняя школа (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

1.    Расскажите, какие бывают растения и чем они отличаются друг от друга.

2.    Расскажите, какие легенды вы знаете о растениях.

3.     Нарисуйте растения всех 3 групп.

4.    *Отгадайте загадки про деревья.

1.
Что за дерево стоит,
Ветра нет,
А оно дрожит?
(Осина)

2.
И высок я, и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

3.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)