Классы
Предметы

Питание и здоровье

На этом уроке мы с вами узнаем,  как правильно питаться, чтобы сохранить свое здоровье, чем полезны те или иные продукты питания, а также какие существуют правила приема пищи.

Тема: Человек разумный – часть природы

Урок: Питание и здоровье

1. Как человек добывает продукты питания

Фрукты, молоко, мясо, хлеб – это все продукты питания. Человек – существо разумное, и он научился обеспечивать себя пищей круглый год. Человек выращивает культурные растения в поле, в саду, в огороде и теплице.

Поле и сад

Рис. 1. Поле и сад

Огород и теплица

Рис. 2. Огород и теплица

Человек держит домашних животных, ловит рыбу в водоемах.

Корова

Рис. 3. Корова (Источник)

 Рыбак

Рис. 4. Рыбак (Источник)

2. Как человек хранит продукты питания 

Кроме того, человек умеет сохранять продукты.

Консервная банка

Рис. 5. Консервная банка (Источник)

Зерно хранят в элеваторе, овощи – в овощехранилище.

Элеватор и овощехранилище

Рис. 6. Элеватор и овощехранилище

Свежими продукты долго остаются в холодильнике или погребе.

Холодильник и погреб

Рис. 7. Холодильник и погреб

Люди научились готовить продукты так, чтобы они не портились долгое время. Продукты сушат, маринуют, солят, квасят.

Сушеные и засоленные овощи

Рис. 8. Сушеные и засоленные овощи

Многие продукты вообще не употребляются человеком в сыром виде.

Если же продукты неправильно хранить, то они портятся, а испорченные продукты опасны для здоровья. Чтобы продукты не портились, их нужно хранить подальше от света, в сухом и прохладном месте. У каждого продукта есть срок годности.

Срок годности

Рис. 9. Срок годности

3. Правильное питание

Взрослые следят, чтобы в твоем рационе было поменьше соленого, жирного, острого. В таких продуктах мало полезных веществ. Мы употребляем разные продукты. Каждый из них важен и полезен нашему организму. Одни продукты помогают человеку расти, другие придают бодрости, силы, энергии, третьи помогают бороться с болезнями.

Пища должна быть разнообразной. При составлении меню нужно учитывать возраст человека, место проживания и национальные традиции. Все это можно показать с помощью пищевой пирамиды:

Пищевая пирамида

Рис. 10. Пищевая пирамида

4. Первая ступень пищевой пирамиды

В основании пирамиды – хлеб, зерновые и макаронные изделия.

Первая ступень пищевой пирамиды

Рис. 11. Первая ступень пищевой пирамиды

Это основные продукты питания человека. В них много белка, витаминов, клетчатки. Эти продукты дают человеку много энергии, выводят вредные вещества, холестерин. В рационе человека, хотя бы один раз в день, обязательно должна быть каша - геркулесовая, гречневая, пшенная, рисовая.

Каши

Рис. 12. Каши

Многое зависит от способа приготовления. Гречневую кашу лучше не поджаривать, иначе из нее уйдут практически все витамины. Макароны лучше покупать из муки первого сорта. От них твоему организму будет больше пользы.

5. Вторая ступень пищевой пирамиды

Вторая ступень пирамиды питания – фрукты и овощи. Взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, а в день мы должны съедать около 600 грамм, чтобы обеспечить себя витаминами.

Вторая ступень пищевой пирамиды

Рис. 13. Вторая ступень пищевой пирамиды

Отгадайте загадки о фруктах и овощах, которые так богаты витаминами:

1. Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

 

2. Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

И к пище приправа,

и на болезни управа.

 

3. Расту в земле на грядке –

Красная, длинная, сладкая.

 

4. Весной повисло –

Все лето кисло.

А сладким стало –

На землю упало.

Посмотри на картинки. Ты правильно разгадал все загадки?

Лук

Рис. 14. Лук (Источник)

Чеснок

Рис. 15. Чеснок (Источник)

Морковь

Рис. 16. Морковь (Источник)

Яблоко

Рис. 17. Яблоко (Источник)

Кроме фруктов и овощей очень много полезных веществ и витаминов содержится в ягодах.

Малину можно использовать как природный аспирин.

Малина

Рис. 18. Малина (Источник)

В бруснике и клюкве много витамина С, который помогает организму бороться с болезнями.

Брусника

Рис. 19. Брусника (Источник)

Клюква

Рис. 20. Клюква (Источник)

В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, которая помогает поддерживать наш иммунитет.

Крыжовник

Рис. 21. Крыжовник (Источник)

Черника

Рис. 22. Черника (Источник)

 

6. Третья ступень пищевой пирамиды

 Следующая ступень – это мясо, рыба, птица и молочные продукты.

Третья ступень пищевой пирамиды

Рис. 23.  Третья ступень пищевой пирамиды

Мы привыкли, что это наше основное питание. Мясо – животный белок, необходимый для организма строительный материал. Чтобы наш организм усвоил мясо, нужно до 8 часов, это очень большая и тяжелая работа для нашего организма. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 150 грамм. Сосиски, сардельки и колбасы содержат много пищевых добавок, поэтому вряд ли принесут вам пользу. Другое дело – рыба и морепродукты. В них содержится белок, а еще много витаминов и полезных веществ, поэтому рыбу просто необходимо есть.

Молоко любят все. Оно идеально для растущего организма. Также, полезно для здоровья выпивать на ночь стакан кефира, а на завтрак есть нежирный йогурт.

7. Четвертая ступень пищевой пирамиды

На вершине нашей пирамиды – соль, сахар и сладости.

Четвертая ступень пищевой пирамиды

Рис. 24. Четвертая ступень пищевой пирамиды

Этих продуктов должно быть мало в нашем рационе. Их излишнее употребление приводит к различным болезням, таким, как ожирение, кариес, головные боли. Нужно себя приучать минимально употреблять эти продукты. Соль – до 6 грамм в день, это чайная ложка, а сахар и сладости заменять фруктами и медом.

Никогда не поздно изменить свои пищевые привычки в лучшую сторону, сбалансировать питание, чтобы вырасти крепким и здоровым человеком.

8. режим питания и правила приема пищи

Однако важно не только что ты кушаешь, но и когда и, в каком порядке. Необходимо соблюдать режим питания. Люди даже дали названия блюдам – первое, второе и десерт. Не стоит начинать еду с десерта даже, если сладкое – самое вкусное для тебя. После конфет и печенья вряд ли захочется есть суп, и тогда твое питание перестанет быть полезным и разнообразным.

Чтобы быть сытым, не нужно постоянно что-то жевать. Интервал между приемами пищи должен быть 3-4 часа. Ученые доказали, что младшему школьнику, то есть тебе, нужно 4-хразовое питание – завтрак, обед, полдник и ужин. Помни, что ужинать стоит не позднее, чем за 2 часа до сна. За едой нельзя отвлекаться на другие дела, смотреть телевизор или разговаривать. Бегать и прыгать сразу после еды – вредно.

Итак, для организма человека важно, что мы едим, в каком порядке, когда и сколько. Чтобы вырасти здоровым человеком, необходимо соблюдать режим питания, а он полностью зависит только от тебя.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Будь здоров (Источник).
  2. Nashaucheba.ru (Источник). 
  3. Сайт учителей начальных классов ОУ ТМСОШ (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Проанализируй, правильно ли ты питаешься. Какие продукты ты любишь больше всего? В каком количестве ты их ешь? Каких продуктов не хватает в твоем рационе?
  2. Составь примерное меню на неделю, чтобы оно было здоровым и сбалансированным. Укажи, сколько чего нужно кушать в каждый прием пищи.