Классы
Предметы

Если хочешь быть здоров

На данном уроке мы с вами поговорим о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы не болеть и беречь свое здоровье.

Тема: Природа

Урок: Если хочешь быть здоров

1. Почему так важно заботиться о своем здоровье

Когда люди приветствуют друг друга, они говорят «Здравствуй», тем самым желая здоровья своему собеседнику. Это все потому, что здоровье – это самое большое богатство, какое только может иметь человек. Любое богатство нужно беречь, иначе можно его потерять. Тебе очень важно знать, как можно сохранить свое здоровье, потому что ты уязвим по нескольким причинам:

1. Твой организм еще растет.

2. Ты прилежно учишься, а значит – устаешь.

3. Ты часто бываешь среди своих сверстников, где нередко бывают больные, от которых можно заразиться.

Природа позаботилась о защите наших внутренних органов, но, тем не менее, ей нужна помощь. Ты бегаешь, играешь с другими детьми. Когда играешь с кем-то, старайся договариваться о правилах игры, чтобы не было беды, а если ты играешь один, то играй осторожно. Это и будет помощью для твоего организма.

Чтобы быть здоровым, желательно заниматься спортом – делать зарядку, плавать, прыгать через скакалку. Как бы странно это ни звучало, но многие спортсмены на тренировках прыгают через скакалку, каким бы спортом они ни занимались.

Упражнение со скакалкой

Рис. 1. Упражнение со скакалкой (Источник)

2. Осторожность в повседневной жизни

Человек изобрел много полезных вещей, но ими нужно правильно пользоваться, чтобы они не нанесли вам вред. Например, в домашней аптечке хранится много разных лекарств, которые нельзя принимать без назначения врача или указания мамы, нельзя ими злоупотреблять, это очень опасно.

Одеваться нужно по погоде и соответствующе занятиям. Если ты промок или вспотел, сразу же переодевайся в сухое. Если не сделать этого вовремя, можно заболеть.

Еще можно заразиться от того, кто чихает или кашляет, потому что во время чихания человек распространяет инфекцию, и у здорового человека возникает риск заболеть. Именно поэтому нужно избегать контактов с заболевшим, принимать витамины, можно носить ватно-марлевую повязку.

3. Защита глаз

Электрическая лампа – тоже полезное изобретение, но рабочее место должно быть правильно освещено. Если ты пишешь правой рукой, то лампа на твоем столе должна стоять слева, а если левой – то справа. Когда страницы книги или тетради правильно освещены, то глаза меньше устают, и ты сохраняешь зрение.

Освещение рабочего места

Рис. 2. Освещение рабочего места (Источник)

Природа позаботилась о защите глаз – когда капелька пота стекает по лбу, брови ее останавливают. Яркие лучи солнца и пыль задерживают ресницы. А если соринка попадет в глаз, то обильная слеза вымоет ее. Когда близко к глазу возникает какой-либо предмет, человек невольно зажмуривается. Но мы сами тоже должны беречь свои глаза. Вот несколько правил защиты глаз, которые нужно соблюдать:

1. Осторожно обращайся с острыми предметами: иглой, ручкой, карандашом, ножницами.

2. Не смотри на солнце, электрическую лампочку.

3. Не читай лежа, в транспорте, при плохом освещении.

4. Каждые 20-30 минут чтения делай перерыв.

5. Не три глаза грязными руками.

4. Защите уха

Природа также позаботилась о нашем ухе. То, что мы называем ухом, – это только его видимая часть. Основная часть уха находится внутри, за слуховым проходом, который заканчивается барабанной перепонкой.

Строение уха

Рис. 3. Строение уха

Внутреннюю часть уха нужно очень беречь. Вот правила по защите ушей:

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами.

2. Защищай уши от сильного ветра.

3. Регулярно мой уши с мылом.

4. Избегай громких и резких звуков.

5. При попадании в ухо посторонних предметов обращайся к врачу.

5. Правила проветривания

Прежде чем сесть за уроки или лечь спать, нужно обязательно проветрить комнату. В душном помещении организму не хватает кислорода, и тогда ему становится трудно работать, из-за этого может заболеть голова. Во время проветривания не нужно находиться в комнате, иначе можно простудиться.

6. Правильное положение за столом

Школьники делают уроки каждый день, сидя за столом. При этом нужно соблюдать правильную осанку:

1. Спина должна касаться спинки стула.

2. Между столом и грудью должен проходить кулак.

3. Ноги должны стоять на полу или на подставке.

Рис. 4. Правильно положение за столом

Проверка расстояния от тетради до глаз:

1. Поставь локти на стол.

2. Голову слегка наклони.

3. Пальцами дотронься до висков.

Таким простым способом можно в любой момент определить правильное расстояние до тетради или учебника. Старайся следить за выполнением этих правил самостоятельно, не дожидаясь напоминания взрослых.

7. Режим дня

У нашего организма есть особенность – он любит соблюдать внутреннее расписание и очень страдает, когда оно нарушается. Когда мы забываем, например, покушать, организм подает нам сигналы голода, а, когда нам пора спать, мы начинаем зевать. Если противиться внутреннему расписанию организма, он начнет бунтовать. Пора кушать, а тебе не хочется, пора спать, а тебе не спится. Не нужно доводить организм до таких крайностей, прислушивайся к нему, и тогда ему будет легко работать.

Памятка:

1. Спать нужно не менее 9 часов в сутки.

2. Гулять на свежем воздухе нужно 2-3 часа в день.

3. После каждого часа занятий нужно отдыхать 10 минут.

4. Смотри телевизор не более 1 часа в день.

5. По утрам старайся делать зарядку.

6. Чистить зубы нужно 2 раза в день.

8. Забота о зубах

Чтобы иметь красивые и здоровые зубы, чистить их нужно правильно. Зубы чистят выметающими движениями, от десны к зубу нужно пройти с левой стороны до правой. Изнутри зубы нужно чистить круговыми движениями для задних зубов и выметающими для передних. Точно так же нужно почистить и нижнюю челюсть. После этого смыкаем зубы и чистим круговыми движениями, массируя десны. Чистить зубы нужно 3 минуты.

Врачи советуют менять зубную щетку 4 раза в год, иначе она начнет приносить вред, а не пользу. Чтобы помочь зубам, как говорят врачи, нужно употреблять поменьше чипсов, сладкого и газированных напитков. Это очень вредная для зубов пища и, если вы все-таки ее съели, то постарайтесь или сразу же почистить зубы, или хотя бы прополоскать рот.

9. Правильное питание

Какая же пища полезная? Организму нужны белки, это строительный материал нашего организма. Их много в молочных продуктах, мясе, рыбе.

Белковая пища

Рис. 5. Белковая пища (Источник)

Организму также нужны жиры и углеводы. Они дают энергию, и человек становится выносливым и сильным.

Жиры и углеводы

Рис. 6. Жиры и углеводы (Источник)

Кроме питательных веществ организму нужны витамины. При их недостатке человек слабеет, быстро устает.

Витамины

Рис. 7. Витамины (Источник)

Питательных веществ должно быть не много и не мало. Если их больше, чем требуется организму, то он откладывает их в виде жира, человек становится толстым, неповоротливым, и внутренним органам становится тяжелее работать. А если питательных веществ не хватает, то организм плохо растет и развивается.

Отварная пища гораздо полезнее, чем жареная. Есть много жирного, соленого, копченого – вредно.

Давайте потренируемся отличать вредную пищу от полезной. Какая пища на картинке является полезной?

Вредная и полезная пища

Рис. 8. Вредная и полезная пища

Конечно же, полезной пищей является мед, свежие огурцы, вареная рыба, апельсиновый сок и вареное мясо.

Полезная пища

Рис. 9. Полезная пища

Человеческий организм имеет прекрасную функцию самозащиты, но, тем не менее, в нем иногда случаются сбои. Помогай своему организму, чтобы избежать таких сбоев и быть здоровым.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб.и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник). 
  2. Социальная сеть работников образования (Источник). 
  3. Myshared.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – с. 10-17
  2. Проанализируй, правильный ли ты ведешь образ жизни. Правильно ли ты питаешься? Занимаешься ли спортом?
  3. Составь список того, что ты делал неправильно, и постарайся следовать всем советам, веди записи. Через неделю оцени свои успехи.