Классы
Предметы

Строение тела человека

На данном уроке мы с вами поближе познакомимся с нашим телом, узнаем, как оно работает, и подробно рассмотрим некоторые внутренние органы.

Тема: Природа

Урок: Строение тела человека

1. Части тела человека

Подойди к большому зеркалу и рассмотри себя. Какие у тебя есть части тела? Голова, шея, грудь, живот, руки, ноги – это все части человеческого тела.

Части тела человека

Рис. 1. Части тела человека

Весь организм тебя слушается и выполняет твои команды. Ты можешь сесть, можешь встать, а можешь и побежать.

Мы можем видеть только внешний вид человека. А что же внутри организма человека?

Организм (от лат.organizo) – в переводе означает «хорошо устроен».

Как же нам это понять?

2. Внутренние органы человека 

У нас внутри находятся различные органы. Они так и называются – внутренние органы. Это сердце, легкие, желудок и т.д. Каждый из них имеет свою форму и строение, и каждый из них выполняет свою функцию.

3. Головной и спинной мозг

В теле человека есть орган, который управляет работой всего организма – это мозг. Он является очень важным органом, потому что управляет всем, что делает человек. Кроме того мозг контролирует работу всех других органов человека, как днем так и ночью, ведь ночью мы продолжаем дышать, продолжает работать наше сердце. Чтобы защитить мозг от повреждений, природа поместила его в череп, а череп – это самые крепкие кости человека.

Мозг человека

Рис. 2. Мозг человека (Источник)

С головным мозгом соединен спинной мозг, он тоже очень важен для работы организма.

Спинной мозг человека

Рис. 3. Спинной мозг человека

4. Нервная ткань

И от головного мозга, и от спинного ко всем клеточкам нашего тела тянутся нервы.

Нервные ткани человека

Рис. 4. Нервные ткани человека

Нервы похожи на белые ниточки. По толщине они намного тоньше волоса. Нервных волокон в организме очень много, потому что нервы подходят к каждому органу и к каждой клеточке организма человека. Если все нервы соединить в одну длинную ниточку, то она дотянется от Земли до Луны, потом вернется на Землю и еще раз повторит тот же путь.

Общая длина нервной ткани человека

Рис. 5. Общая длина нервной ткани человека

Нервы охраняют человека. Если ты дотронешься до горячего утюга, то нервы моментально передадут в мозг команду отдернуть руку. Это произойдет настолько быстро, что ты не успеешь обжечься. Если же у тебя заболит зуб, то мозг примет решение сказать об этом родителям, и родители отведут тебя к врачу.

5. Легкие

Легкие – орган дыхания. Мы все можем дышать, благодаря легким. Когда ты вдыхаешь, легкие расширяются, когда выдыхаешь – сужаются. Это процесс дыхания. Легкие похожи на 2 розовые губки, которые состоят из маленьких пузырьков. Во время вдоха пузырьки наполняются воздухом, частицы кислорода попадают в кровь и разносятся по всему организму, а углекислый газ – наоборот, из крови переходит в пузырьки и во время выдоха выходит из организма.

Человек дышит примерно 15-20 раз в минуту, но если человек подвергается какой-то физической нагрузке (бежит или поднимается по лестнице), то он дышит чаще.

Дышать нужно через нос, потому что в носу вдыхаемый воздух очищается и согревается.

Легкие

Рис. 6. Легкие (Источник)

 

6. Сердце

Еще один важнейший орган в теле человека – это сердце. Мы упомянули о том, что кислород к внутренним органам несет кровь, которая течет по сосудам. Такие сосуды называются артерии, кровь в них ярко-красная. А возвращается кровь с углекислым газом уже по другим сосудам – венам. И кровь в них темно-красная.

Сердце и есть тот орган, который заставляет кровь двигаться. Его работу можно сравнить с работой мотора, и движение сердца не останавливается ни на минуту. Есть органы, которые то работают, то отдыхают, а сердце работает всегда.

Чтобы услышать свое сердцебиение, положи руку на верхнюю часть груди. Ты услышишь, как стучит сердце. За сутки оно перекачивает около 10 000 литров крови. Это очень много, а само сердце весит всего 300 грамм и размером оно примерно с кулак. Когда мы отдыхаем, сердце замедляет свой ритм, а когда активно двигаемся, оно ускоряет свою работу.

Сердце

Рис. 7. Сердце (Источник)

7.  Пищеварение

Когда мы кушаем, задействуются сразу несколько внутренних органов. Сначала пищу нужно тщательно прожевать, чем лучше ты это сделаешь, тем легче организму будет ее переваривать. Правило мудрых гласит – каждому глотку – 16 жевательных движений.

8. Желудок

Когда пища опускается в желудок, она переваривается с помощью желудочного сока. Разная пища переваривается по-разному. Например, яйцо всмятку – около 1 часа, черный хлеб и жареный картофель – больше 3 часов, жареная свинина – 6 часов, сардины в масле – 9 часов.

Скорость переваривания различной пищи

Рис. 8. Скорость переваривания различной пищи

9. Кишечник

Но желудок не умеет переваривать всю пищу, поэтому он проталкивает ее дальше - в кишечник. Это длинный извилистый коридор, который тянется почти на 8 метров, но в организме он свернут так, что полностью помещается в животе.

10. Печень

В кишечнике пища продолжает перевариваться, и помогает ей в этом печень. Она выделяет особую жидкость – желчь, которая способствует перевариванию. Человек не может жить без печени. На то есть несколько причин:

1. В печени есть запас веществ, которыми организм пользуется, когда голодает.

2. В печени уничтожаются все микробы, которые попадают в кровь.

3. Печень обезвреживает яды и вредные отходы.

4. Если человек потеряет много крови, то печень из своих запасов отдаст пол-литра.

5. Если вокруг тебя холодный воздух, то печень станет внутренней печкой твоему организму. Ведь слово «печень» происходит от слова «печь».

Весит печень около 2 кг.

Когда пища в кишечнике переварится, питательные вещества через стенки кишечника попадают в кровь, а она разносит их по всему организму. Вот так питается наш организм.

11. Анатомия и физиология – науки об организме человека

Люди научились делать сложные приспособления, запускать ракеты в космос, узнали много нового об окружающей природе, но самым загадочным для человека по-прежнему остается он сам. Существует специальная наука, изучающая строение тела человека – анатомия. Работу организма изучает другая наука – физиология.

Если тебя привлекают эти науки, то ты можешь читать книги по этой теме и стараться найти ответы на свои вопросы.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб.и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических идей (Источник).
  2. Социальная сеть работников образования (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. ч.2. – с. 6-9
  2. Открой анатомический атлас и найди все внутренние органы, которые мы выучили на уроке.
  3. Покажи на себе все части тела, которые ты знаешь, и назови их.