Классы
Предметы

Ветер

Ветер может создавать и разрушать, может помогать, а может и уничтожать. Беспрерывно на Земле дуют ветры. На этом уроке мы узнаем, почему дует ветер, как определить силу ветра, его направление при помощи флюгера и анемометра. Какова роль ветра в жизни и хозяйственной деятельности человека, какие виды ветров существуют.

Тема: Неживая природа

Урок: Ветер

1. Ветер – движение воздуха

Мы знаем, что Солнце греет Землю неравномерно: в одном месте теплее, а в другом – холоднее. Массы холодного воздуха перемещаются туда, где теплее, ведь там, где солнечного тепла было больше, воздух нагрелся, стал легче и поднялся вверх. Перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха называется ветром.

Ветер

Рис. 1. Ветер (Источник)

Движение теплого и холодного воздуха на Земле беспрерывно.

Схема образования постоянных ветров 

Рис. 2. Схема образования постоянных ветров (Источник)

Ветер – это явление природы, но такое движение воздуха можно наблюдать даже в помещении. Если открыть дверь комнаты и поднести к проему зажженную свечу, ее пламя будет отклоняться в сторону коридора. Этот опыт доказывает, что теплый воздух комнаты поднялся вверх и выходит в коридор, вытесняемый холодным воздухом, который находился внизу. Поэтому если свечу поставить на пол, пламя свечи будет отклоняться в сторону комнаты, указывая направление движения холодного воздуха.

Опыт по определению направления ветра в помещении 

Рис. 3. Опыт по определению направления ветра в помещении (Источник

В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем.

Поэтому днем холодный воздух со стороны моря перемещается на сушу (этот ветер называется дневным бризом), а ночью ветер дует в обратном направлении – с суши на море (это ночной бриз).

А – Ночной бриз В – Дневной бриз 

Рис. 4. А – Дневной бриз, В – Ночной бриз (Источник)

Чем больше разница температур в различных областях земного шара, тем быстрее перемещаются воздушные массы, тем сильнее дует ветер. Для безопасности жизни и облегчения ведения хозяйства человеку важно знать направление ветра. Если ветер дует из арктической зоны, то приносит холод, а если из экваториальной – тепло.

2. Направление и сила ветра

Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра – флюгер.

Флюгер 

Рис. 5. Флюгер (Источник)

На метеорологических станциях за направлением ветра следят с помощью флюгера, который устанавливается на высоте 10 м. Он состоит из легкой металлической пластины, которая вращается вокруг своей оси в определенную сторону, указывающую направление ветра. Ветер получает название по той стороне света, откуда он дует: с севера – северный, с юга – южный.

Определение направления ветра 

Рис. 6. Определение направления ветра (Источник

Для определения силы ветра тоже есть специальный прибор – анемометр: чем сильнее дует ветер, тем быстрее крутится вертушка прибора.

Анемометр 

Рис. 7. Анемометр (Источник)

Ветер бывает разной силы: слабый, умеренный, сильный.

Определение силы ветра

Рис. 8. Определение силы ветра (Источник)

Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья.

Слабый ветер 

Рис. 9. Слабый ветер (Источник)

Умеренный ветер покачивает и ветви деревьев.

Умеренный ветер 

Рис. 10. Умеренный ветер (Источник)

А сильный ветер гнет деревья, срывает из ветви и верхушки.

Сильный ветер 

Рис. 11. Сильный ветер (Источник)

 

3. Роль ветра в жизни человека

Ветер – это явление природы, но он очень помогает человеку. Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов. Высушивает дороги, надувает паруса кораблей, вращает крылья ветряных мельниц, разносит семена и пыльцу растений.

Ветер сушит дороги

Рис. 12. Ветер сушит дороги (Источник)

Ветряная мельниц

Рис. 13. Ветряная мельница (Источник)

Ветер разносит семена растений

Рис. 14. Ветер разносит семена растений (Источник)

Принесенный ветром снег

Рис. 15. Принесенный ветром снег (Источник)

Поднятые ветром волны

Рис. 16. Поднятые ветром волны (Источник)

Наполненные ветром паруса

Рис. 17. Наполненные ветром паруса (Источник)

Человек давно научился использовать энергию ветра: ветряная мельница – это пример преобразования энергии ветра в механическую энергию. Но сейчас хозяйственная и бытовая деятельность человека тесно связана с электричеством, поэтому для получения электрической энергии из энергии ветра был создан ветрогенератор. Энергия ветра – это возобновляемый вид энергии, так как она является следствием деятельности Солнца. Ветроэнергетика является бурно развивающейся отраслью.

Ветрогенераторы

Рис. 18. Ветрогенераторы (Источник)

Строение ветрогенератора

Рис. 19. Строение ветрогенератора (Источник)

4. Виды сильных ветров

Но временами ветер достигает огромной силы, он называется ураганом. Такой ветер ломает деревья, сносит крыши домов, обрывает провода, поднимает высокие волны. Сильный ветер на море называется штормовым.

Шторм

Рис. 20. Шторм (Источник)

Смерч или торнадо– чрезвычайно сильный атмосферный вихрь, где ветер обращается вокруг оси по спирали. Принимает форму столба диаметром от десятков до нескольких сотен метров и существует от нескольких минут до нескольких часов.

Смерч 

Рис. 21. Смерч (Источник)

Наиболее часто (несколько десятков случаев в год) смерчи наблюдаются в Аллее торнадо в США – в полосе от северного Техаса до Айовы. Здесь наиболее значительна разница температур между холодными и тёплыми воздушными массами. В России смерчи чаще наблюдаются в европейской части, особенно в центральной полосе и на юге, однако не более 1-2 раз за несколько лет. Серия смерчей в августе 2002 года в районе Новороссийска вызвала гибель около 60 человек и нанесла значительный материальный ущерб.

Буран – это сильный ветер с большим количеством снежных масс, сопровождающийся плохой видимостью на дорогах и на любой другой местности.

Буран 

Рис. 22. Буран (Источник)

Суховей – ветер с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха в степях, полупустынях и пустынях.

Суховей 

Рис. 23. Суховей (Источник)

Итак, ветер может и созидать, и разрушать.

На следующем уроке мы вспомним, какие свойства воздуха нам уже известны из предыдущих уроков. Рассмотрим ряд экспериментов, которые познакомят нас с новыми свойствами воздуха: его объемом, весом и упругостью. А также узнаем, где люди используют свои знания о свойствах воздуха в обычной жизни.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Академик (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  3. Методический кружок (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Ветер».
  2. Подготовьте сообщение о смерчах на территории нашей страны.
  3. Проведите опыты по доказательству движения теплого и холодного воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
  4. *Напишите сказку или фантастический рассказ на тему «Подхватил меня теплый ветер».