Классы
Предметы

Нервная система человека

На этом уроке мы изучим работу и строение нервной системы человека, гарантирующей слаженное функционирование всех составных частей организма человека. Поговорим о защитных механизмах человека, узнаем много нового о сне и гигиене нервной системы.

Кто управляет организмом человека?

Человек не полностью управляет своим телом: нельзя приказать сердцу ускорить биение, желудку – перестать переваривать пищу, человек не замечает, как моргает и дышит. Организм человека – это сложный механизм, состоящий из множества частей; для правильной и слаженной работы необходима согласованная работа каждой части. Такую согласованность обеспечивает нервная система человека (рис. 1).

Нервная система человека

Рис. 1. Нервная система человека (Источник)

Центральная и периферическая система

Нервная система соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой. Это похоже на локальную сеть, соединяющую все части организма с мощным сервером – центральной нервной системой, которую образуют головной и спинной мозг. От центральной нервной системы отходит множество тончайших нервов к каждому органу, каждой мышце в теле человека. Если все нервы человека соединить в одну нить, она будет в 4 раза длиннее расстояния от Земли до Луны. Нервы образуют периферическую нервную систему (рис. 2).

Центральная и периферическая нервная система

Рис. 2. Центральная и периферическая нервная система (Источник)

По одним нервам информация от органов чувств поступает в специальные отделы головного и спинного мозга в виде электрических импульсов, где она, как в компьютере, обрабатывается (расшифровывается, сравнивается с полученной ранее, запоминается), и в результате принимается какое-либо решение. По другим нервам команды головного мозга поступают к мышцам тела, заставляя их расслабляться или сокращаться. Например, человек увидел красный свет светофора, головной мозг отдал мышцам ног прекратить движение. Или, нечаянно коснувшись горячего, человек отдернет руку еще до того, как почувствует боль. Это защитный механизм организма. Когда чувствительные клетки руки почувствовали жар, этот сигнал отправился в спинной мозг, который отдал приказ мышцам руки резко сократиться, чтобы быстро отдернуть руку от источника опасности. Одновременно сигнал клеток руки о жжении поступил в головной мозг, который отдал приказ о боли. Боль – это реакция организма на опасность.

Строение нейрона

Рис. 3. Строение нейрона (Источник)

Нейроны

Слаженную работу нервной системы обеспечивают нейроны (рис. 3), нервные клетки, которые похожи на паучка, сидящего в центре паутины. Каждый нейрон состоит из тела и множества отростков, короткие ветвистые отростки называются дендриты, один длинный – аксон. Именно по отросткам нервных клеток в виде слабых электрических сигналов передается информация. Соседние нейроны соединяются между собой при помощи отростков (рис. 4).

Сообщение нейронов

Рис. 4. Сообщение нейронов (Источник)

Спинной мозг

Часть пути электрические сигналы проходят через спинной мозг. Спинной мозг находятся внутри позвоночника. Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно. Его можно назвать «информационной дорогой» (рис. 5).

Головной и спинной мозг

Рис. 5. Головной и спинной мозг (Источник)

Спинной мозг разделен на 31 участок, от каждого участка влево и вправо отходят нервы, пронизывающие все тело.

Спинной мозг отвечает за работу опорно-двигательной системы и некоторых внутренних органов, собирает информацию об окружающей среде от органов чувств.

Очень важно сохранять правильную осанку, следить за состоянием позвоночника, чтобы спинной мозг мог комфортно работать. Стоит заниматься физкультурой и активным физическим трудом, чтобы укреплять мышцы спины. Помните, что перелом позвоночника ведет к повреждению нервных тканей, что может привести к частичной или полной потере чувствительности, парализации. Поэтому важно не перемещать пострадавшего при серьезном несчастном случае до приезда врачей.

Головной мозг

Спинной мозг соединяется с головным мозгом – «центральным компьютером» человеческого организма. Мозг человека надежно защищен черепом (рис. 6).

Головной мозг защищен черепом

Головной мозг младенца – 360 г

Головной мозг взрослого человека – около 1,5 кг

Рис. 6. Головной мозг защищен черепом (Источник)

Рис. 7. Головной мозг младенца – 360 г (Источник)

Рис. 8. Головной мозг взрослого человека – около 1,5 кг (Источник)

Масса мозга новорожденного ребенка – 360 г (рис. 7), к 20 годам масса мозга достигает предела – до 1,5 кг (рис. 8).

Головной мозг контролирует движения, отвечает за ощущения, эмоции, мысли, руководит работой внутренних органов. Мозг состоит из трех основных отделов: большие полушария, мозжечок и ствол мозга (рис. 9).

Строение головного мозга

Рис. 9. Строение головного мозга (Источник)

Мозг разделен на левое и правое полушария. Каждое полушарие разделено на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную (рис. 10).

Доли головного мозга

Рис. 10. Доли головного мозга (Источник)

Полушария снаружи покрыты слоем серого вещества, корой головного мозга, которая покрыта щелями и бороздками, напоминает грецкий орех (рис. 11).

Кора головного мозга

Рис. 11. Кора головного мозга (Источник)

Правое полушарие контролирует левую сторону тела, а левое полушарие – правую сторону тела. У большинства людей одна половина развита сильнее; от этого зависит, правша человек или левша. Если больше развито левое полушарие, человек – правша, если правое полушарие – левша.

Мозг разделен на зоны, каждая из которых выполняет определенные обязанности (например, есть зоны, отвечающие за умение двигаться, петь, различать звуки и вкус и т. д.), но, в случае необходимости, сигналы посылаются всем остальным, таким образом, мозг функционирует как единое целое.

В затылочной части головного мозга есть мозжечок, который координирует движения человека и помогает держать равновесие (рис. 12).

Мозжечок

Рис. 12. Мозжечок (Источник)

Когда человек идет, он не задумывается о том, когда и какую ногу поднимать или опускать – об этом думает мозжечок. Если мозжечок работает неправильно, у человека возникают проблемы с движениями.

Ствол мозга – это протяженное образование, продолжающее спинной мозг и соединяющее все участки мозга между собой (рис. 13).

Ствол головного мозга

Рис. 13. Ствол головного мозга (Источник)

Из-за того что мозг работает непрерывно, его клетки получают пищи и кислорода в 10 раз больше других. Неслучайно кора головного мозга покрыта сетью кровеносных сосудов, по которым к нейронам поступает пища и кислород. Если человек находится в душной комнате, у него начинает болеть голова – это клетки мозга сигнализируют о недостатке кислорода. Необходимо подышать свежим воздухом или проветрить помещение.

Отдых нервной системы

Как и любая другая часть тела, клетки мозга устают и требуют отдыха. Нервная система отдыхает во время сна (рис. 14).

Сон

Рис. 14. Сон (Источник)

Весь день мозг воспринимал информацию и впечатления, а ночью он готовится к новому дню: обрабатывает полученные данные, выделяет главное и запоминает. Человек спит в то время, когда мозг выполняет эту работу и отдыхает. Поток крови к сосудам головного мозга ночью существенно уменьшается, почти наполовину, поэтому так важно высыпаться. Для того чтобы выспаться и не чувствовать усталости, человек должен спокойно спать не менее 8–10 часов. Смена видов деятельности во время дня, занятия физкультурой и физическим трудом позволяют мозгу не уставать дольше. Мозг, как и мышцы, можно тренировать: играть в шахматы, решать логические задачи, учить на память стихи.

На следующем уроке мы узнаем о географическом расположении нашей страны, размерах ее территории. Также рассмотрим ее границы, узнаем, какими океанами и морями омываются ее берега, с какими странами она соседствует. Обсудим, что означает слово «федерация», какие субъекты входят в состав России.

 

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. – М.: Просвещение.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Uchportal.ru (Источник).   
  2. Nsportal.ru (Источник).      
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).            

 

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Головной мозг человека».
  2. Подготовьте небольшое сообщение о защитных механизмах человека.
  3. Составьте памятку-совет по охране здоровья нервной системы.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд на тему «Нервная система человека».