Классы
Предметы

Язык. Вкус

С помощью данного урока вы изучите тему «Язык. Вкус». На этом занятии вы продолжите увлекательное путешествие в мир человеческого организма, рассмотрев еще один орган – язык. Узнаете, какую роль он играет в поддержании жизнеспособности нашего организма. Особое внимание уделим роли языка как органа вкуса, рассмотрев, как он функционирует.

Роль языка в образовании звуков и приеме пищи

Язык – это важный мышечный орган, который расположен в ротовой полости (рис. 1).

Язык человека

Рис. 1. Язык человека (Источник)

Во время еды язык подталкивает пищу к зубам, тем самым облегчая пережевывание, а уже пережеванную пищу направляет к пищеводу во время глотания. Язык участвует в процессе речи: меняя форму и положение, он помогает образовываться различным звукам.

Язык – это орган вкуса

Если перед человеком поставить два одинаковых стакана с водой (1 – со сладкой водой, 2 – с соленой), он сможет определить, где какая вода, только попробовав ее на вкус. Язык – это орган вкуса. Вкусовое чувство необходимо человеку, чтобы определять съедобное и несъедобное. Например, положив в рот испорченный продукт, человек почувствует с помощью языка неприятный вкус и не станет употреблять это в пищу. Таким образом, язык – «сторож» организма.

Сосочки языка

Поверхность языка покрыта небольшими бугорками, это сосочки, которые в зависимости от формы делятся на такие группы: желобоватые (расположены у корня языка в виде латинской буквы V, их может быть от 6 до 12), грибовидные (расположены на краях языка, вблизи кончика и на его поверхности), листовидные (у детей расположены по краям языка, с возрастом исчезают), нитевидные (покрывают все тело языка и придают языку бархатистый вид) (рис. 2).

Схема сосочков языка: А – нитевидные; Б – грибовидные; В – желобоватые; Г – листовидные; 1 – железы; 2 – вкусовые луковицы

Рис. 2. Схема сосочков языка: А – нитевидные; Б – грибовидные; В – желобоватые; Г – листовидные; 1 – железы; 2 – вкусовые луковицы (Источник)

Вкусовая почка

Нитевидные сосочки имеют специальные нервные окончания, которые определяют размер и температуру пищи. Желобоватые, грибовидные и листовидные сосочки имеют вкусовые почки с вкусовыми рецепторами – нервными окончаниями, которые помогают определять вкус. Вкусовая почка похожа на бутылочку, внутрь которой обращены ворсинки чувствительных клеток (рис. 3).

Строение вкусовой почки

Рис. 3. Строение вкусовой почки (Источник)

У человека не менее 2 тысяч вкусовых почек.

Вкусовые зоны языка

Разные участки языка ощущают вкус по-разному, каждая зона воспринимает одно из четырех основных вкусовых ощущений: кислое, горькое, сладкое, соленое. Наиболее чувствителен к сладкому кончик, к горькому – корень, к кислому – края, соленому – кончик и края языка (рис. 4).

Вкусовые зоны языка

Рис. 4. Вкусовые зоны языка (Источник)

Зоны, чувствительные к каждому из этих раздражителей, перекрывают друг друга, и любое вкусовое ощущение может быть вызвано с различных областей языка.

Человек различает вкус только жидких или растворенных в слюне веществ

Если вытереть язык сухой чистой салфеткой, а затем провести по нему кусочком сахара, человек не почувствует вкус, потому что человек различает вкус только жидких или растворенных в слюне веществ.

Расшифровка вкуса

От каждой вкусовой почки отходят 2–3 чувствительных волокна к мозгу. Вкусовой рецептор раздражается, и этот сигнал по специальным нервам идет в головной мозг человека, где происходит расшифровка вкуса.

Уровень чувствительности вкусовых почек

Во время простудных заболеваний уровень чувствительности вкусовых почек может снижаться (рис. 5). Поэтому стоит чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физкультурой, выполнять дыхательную гимнастику.

Во время простудных заболеваний уровень чувствительности вкусовых почек может снижаться

Рис. 5. Во время простудных заболеваний уровень чувствительности вкусовых почек может снижаться (Источник)

На следующем уроке мы изучим работу нервной системы человека, гарантирующей слаженное функционирование всех составных частей организма человека.

 

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. – М.: Просвещение.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).        
  2. 5klass.net (Источник).       
  3. Myshared.ru (Источник).     

 

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Орган вкуса».
  2. Подготовьте небольшое сообщение о чувстве вкуса человека.
  3. * Используя полученные на уроке знания, нарисуйте комикс на тему «Язык – орган вкуса человека».