Классы
Предметы

Пустыни

Слово «пустыня» происходит от слова «пусто», но это вовсе не значит, что зона пустынь безжизненна. На этом уроке мы познакомимся с удивительным многообразием растительного и животного мира пустынь России, узнаем, как приспособились растения и животные к сложным условиям жизни в пустыне.

Зона пустыни

Зона пустыни занимает небольшую площадь на территории России: по берегам Каспийского моря до низовья Волги (рис. 1).

Карта природных зон России

Рис. 1. Карта природных зон России (Источник)

Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето (рис. 2).

Рис. 2. Лето в пустыне (Источник)

Перепад дневной и ночной температур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени температура днем поднимается до 40⁰. Это чрезвычайно засушливые территории (в течение лета может не быть ни одного дождя). Переход времен года также очень резкий: после жаркого лета достаточно быстро наступает суровая зима с сильными ветрами (рис. 3).

Зима в пустыне

Рис. 3. Зима в пустыне (Источник)

Весна короткая, но цветущая (рис. 4).

Весна в пустыне

Рис. 4. Весна в пустыне (Источник)

Таким образом, можно сказать, что для зоны пустынь характерно только два времени года: лето и зима.

Пустыни разделяют на 2 основных вида: глинистые (почва часто потрескана) и песчаные (песчаные наносы, барханы) (рис. 5, 6).

Песчаная пустыня

Глинистая пустыня

Рис. 5. Песчаная пустыня (Источник)

Рис. 6. Глинистая пустыня (Источник)

Растительность пустыни

В пустынях произрастает необычное дерево саксаул, его листву заменяют зеленые веточки (рис. 7).

Саксаул

Рис. 7. Саксаул (Источник)

Верблюжья колючка прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она зеленая (рис. 8).

Верблюжья колючка

Рис. 8. Верблюжья колючка (Источник)

Растения с такими корнями называют насосами.

Джузгун – еще одно необычное растение зоны пустынь, раскидывает корни в стороны до 20 м, закрепляя песок и не давая ему сдвигаться (рис. 9).

Джузгун

Рис. 9. Джузгун (Источник)

Джузгун – кустарник, который накапливает воду в стеблях.

Корни злака селина захватывают территорию до 100 м² (рис. 10).

Рис. 10. Селин (Источник)

Это растение очень хорошо приспособилось к выживанию в условиях пустыни: если ветер выдует из-под него песок, его корни будут защищать специальные чехольчики, и, даже если песок полностью засыплет селин, его побеги заново прорастут. Поэтому люди высаживают селин, чтобы укрепить движущиеся пески.

Пескоукрепителями являются и другие растения, например джунгарская полынь (рис. 11).

Джунгарская полынь

Рис. 11. Джунгарская полынь (Источник)

Пустыни – крайне засушливые территории, поэтому растения вынуждены максимально сохранять влагу. Чтобы уменьшить испарения, листья этих растений трансформировались в колючки, иголки и чешуйки.

Животный мир пустыни

В пустыне обитает верблюд – уникальное животное, которое может не пить до 45 дней подряд и питается колючками (рис. 12).

Верблюд

Рис. 12. Верблюд (Источник)

В день верблюд может пройти до 40 км, неся на спине груз, равный половине собственного веса (рис. 13).

Караван навьюченных верблюдов

Рис. 13. Караван навьюченных верблюдов (Источник)

Ученые выяснили причины таких уникальных умений верблюда: он отлично приспособился к жизни в пустыне, ведь его небо и ротовая полость не чувствительны к уколам колючек, может подолгу обходиться без воды и пищи, потому что в его горбах есть накопленный жир, который расходуется по мере надобности, а густая шерсть и толстые мозоли на ногах предохраняют животное от перегрева и ожогов (рис. 14).

Верблюд

Рис. 14. Верблюд (Источник)

Смогли приспособиться к условиям жизни в пустыне и другие животные: днем они прячутся в норы или зарываются в песок, а ночью выходят на поиски пищи. В пустынях и полупустынях живут разные виды ящериц (варан – самая крупная ящерица России) и змей (среднеазиатская кобра), тушканчик, лисица корсак, ушастый еж, жук-скарабей, гиена, джейран, кулан (рис. 15–23).

Варан

 

Среднеазиатская кобра

 

Корсак

Рис. 15. Варан (Источник)

 

Рис. 16. Среднеазиатская кобра (Источник)

 

Рис. 17. Корсак (Источник)

Ушастый еж

 

Скарабей

 

Тушканчик

Рис. 18. Ушастый еж (Источник)

 

Рис. 19. Скарабей (Источник)

 

Рис. 20. Тушканчик (Источник)

Гиена

 

Кулан

 

Джейран

Рис. 21. Гиена (Источник)

 

Рис. 22. Кулан (Источник)

 

Рис. 23. Джейран (Источник)

Тушканчик имеет очень необычную внешность: ноги, как у кенгуру, тело, как у мыши, уши, как у зайца, а хвост, как у льва (рис. 24).

Тушканчик

Рис. 24. Тушканчик (Источник)

Это животное перемещается прыжками (до 3 метров в длину), удерживая равновесие при помощи длинного хвоста.

Человек и пустыня

С давних пор человек осваивает пространства пустынь: строит города и оросительные каналы, высаживает сады, выпасает скот. Но пустыня требует очень бережного отношения (рис. 25).

Освоение пустыни

Рис. 25. Освоение пустыни (Источник)

На следующем уроке мы узнаем о Черноморском побережье – зоне субтропиков с удивительной природой, буйной растительностью и теплым влажным климатом, который характеризует только этот регион.

 

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Atlas-yakutia.ru (Источник).   
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).       
  3. Tourblogger.ru (Источник).    

 

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Пустыни России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из животных пустыни. Нарисуйте иллюстрацию.
  3. Ответьте на вопрос «Почему животный мир пустынь богаче животного мира степи?», ответ обоснуйте.
  4. * Используя полученные на уроке знания, напишите рассказ «Один день тушканчика в пустыне».