Классы
Предметы

Как развивалась жизнь на Земле

Жизнь. В этом слове заключена великая мудрость и тайна. Что такое жизнь? С чего она зародилась и почему именно на Земле? Каковы основные этапы развития жизни? Вот основные вопросы, на которые даст ответы урок.

Тема: Земля

Урок: Как развивалась жизнь на Земле

1. Вступление

Все начинается с малого. Чтобы построить дом, сначала нужно заложить фундамент. Чтобы стать ученым, необходимо получить образование. А если мы посмотрим вокруг, то обнаружим много сложнейших конструкций, состоящих из более мелких. Так, живые организмы устроены из своих составляющих, но такими, как мы их видим сейчас, они тоже стали не сразу, а сама жизнь на Земле развивалась в течение долгих периодов времени.

Эти периоды нагляднее всего отражены в так называемой геохронологической шкале жизни (табл. 1).

Табл. 1. Геохронологическая таблица (Источник)

2. Зарождение и развитие жизни на земле

Большинство ученых считает, что жизнь на Земле зародилась примерно 3,5 миллиарда лет тому назад. Из-за того что поверхность Земли была подобна раскаленной лаве, а в водном пространстве было не так жарко и намного спокойнее, логично напрашивается вывод о том, что первые живые организмы появились в водной среде. Из первых атомов сформировались молекулы, которые непостижимым образом привели к появлению первых живых организмов. Развитие привело к появлению многочисленного разнообразия, так, например, возникли трилобиты (рис. 1). Эти животные – родственники раков, они были «одеты» в панцирь, ползали или плавали. В морях стали появляться огромные хищники – рыбы-динихтисы (рис. 2). Их длина достигала около 10 метров. И только спустя 3 миллиарда лет после появления жизни на Земле из-за того, что в водной среде стало слишком много хищников, и из-за других вынуждающих факторов организмы стали заселять различные территории нашей планеты.

Рис. 1. Трилобит (Источник)

Рис. 2. Рыба-динихтис (Источник)

Примерно 350 миллионов лет назад на суше уже росли пышные леса. Основной вклад вносили гигантские папоротники, хвощи, плауны. Отмирая, эта пышная растительность давала залежи каменного угля. Именно поэтому данный период в истории называют каменноугольным. В этом лесу водились пауки, многоножки, скорпионы, стрекозы. Размер крыльев у некоторых насекомых достигал 1 метра.

Со временем стали появляться другие организмы – земноводные, которые водились как на суше, так и в воде. Через некоторое время на смену земноводным пришли древние пресмыкающиеся. Они называются древние ящеры. Именно с этого момента началась эпоха динозавров. Динозавры особенно процветали в юрском периоде, около 200–150 млн лет назад. В общей сложности одних только динозавров насчитывалось более 1000 видов. Динозавры отличались огромными размерами. Например, четвероногие травоядные зауроподы (рис. 3) и вовсе достигали длины 25–35 метров. Вымерли динозавры примерно 60–65 млн лет назад. Вместе с ними вымерли другие древние ящеры. Кроме того, в этот же период наблюдалось вымирание моллюсков. В период расцвета динозавров на Земле появились и распространились по ее территории цветковые растения, птицы, млекопитающие, то есть звери. 

Рис. 3. Зауропод (Источник)

Динозавры – это наземные позвоночные животные, которые доминировали на нашей планете более 160 млн лет и вымерли приблизительно 65 млн лет назад. Слово «динозавр» переводится с древнегреческого как «страшный» или «ужасный ящер». Прародителями динозавров считаются древние ящеры.

Согласно классификации динозавров, их разделяют на такие подклассы:

· ящеротазовые (рис. 4), лобковые кости которых первично направлены вперед;

· птицетазовые (рис. 5), лобковые кости которых первично направлены назад.

Рис. 4. Ящеротазовые (Источник)

Рис. 5. Птицетазовые (Источник)

Продолжительность жизни динозавров была более ста лет. Они откладывали яйца с  прочной скорлупой в гнездах, где высиживали потомство. В этом они были похожи на птиц и других рептилий. 

Рассмотрим некоторых представителей. Например, анкилозавры (рис. 6), спина и голова которых была покрыта костяными пластинами. А самым тяжелым динозавром считается титанозавр – гигантский антарктический ящер (рис. 7) весом от 40 до 80 тонн. Так, самыми большими когтями, длиной до 1 метра, обладал теризинозавр (рис. 8). А тиранозавр (рис. 9) считался одним из самых больших и опасных хищников весом до 7 тонн и длиной 15 метров.

Рис. 6. Анкилозавр (Источник)

 

Рис. 7. Титанозавр

Рис. 8. Теризинозавр (Источник)

Рис. 9. Тиранозавр (Источник)

Считается, что первые млекопитающие появились от древних пресмыкающихся. Позже возникли другие живые организмы. Например, хищная птица фороракос (рис. 10) была одной из основных, которая водилась в то древнее время. Ее еще называют «ужасная птица». Высота этих птиц достигала 3 метров.

Рис. 10. Фороракос (Источник)

Кроме того, получили распространение саблезубые тигры (рис. 11), длина зубов которых достигала 15 сантиметров, большерогий олень (рис. 12), размер рогов которого достигал 4 метров. Мамонты (рис. 13) были покрыты шерстью. Некоторые особи достигали в высоту 5,5 метров и массы 10–12 тонн. Таким образом, мамонты были в 2 раза больше нынешних самых больших млекопитающих на Земле – африканских слонов.

Рис. 11. Саблезубый тигр (Источник)

Рис. 12. Большерогий олень (Источник)

Рис. 13. Мамонт (Источник)

3. Заключение

Кроме того, стали появляться на поверхности Земли парнокопытные, лошади, быки, птицы, новые растения в виде деревьев и различных новых кустарников. Таким образом, развитие жизни на Земле продолжалось несколько миллиардов лет. Появилось огромное количество видов живых организмов. В то же время многие из них исчезли. Одни живые организмы сменяли других. При этом некоторые виды живут и существуют и в наше время: грибы, папоротники, пресмыкающиеся. Развитие жизни и ее существование продолжается и сейчас.

 

Список литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Строганов В.И., Сухова Т.С. Природоведение 5. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5. – М.: Астрель.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Форум Фан-Клуба Годзиллы (Источник).

2. Теория эволюции как она есть (Источник).

3. Проблемы эволюции (Источник).

 

Домашнее задание

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 215, вопрос задание. 1–2.

2. Расскажите о теории, лежащей в основе зарождения Солнечной системы.

3. Почему каменноугольный период имеет такое название?

4. Представьте, что изобретена машина времени и у вас есть возможность перенестись на много миллионов лет как вперед в будущее, так и назад в прошлое. Опишите, куда бы вы попали и какие бы живые организмы встретили.