Классы
Предметы

Как человек появился на Земле

Вам интересно узнать, как человек появился на Земле? Какие факторы повлияли на его появление и распространение? Какой образ жизни вели первобытные люди? Ответы на эти вопросы изложены в уроке.

Тема: Человек на Земле

Урок: Как человек появился на Земле

1. Дриопитек

Ученые полагают, что человек появился от обезьяны, но это не те современные человекообразные обезьяны: шимпанзе (рис. 1), гориллы (рис. 2), орангутанги (рис. 3), которых мы видим в передачах о животных или на фотографиях в учебниках, или в зоопарке. У человекообразных обезьян и человека существуют общие предки – это дриопитеки (рис. 4), которые обитали 9 – 12 млн. лет назад в Африке и размером были до 1 м. Название «дриопитеки» произошло от того, что они жили на деревьях и  питались, в основном, фруктами.

Рис. 1. (Источник)

Рис. 2. (Источник)

Рис. 3. (Источник)

Рис. 4. (Источник)

2. Австралопитек

Постепенно условия жизни на Земле стали меняться, в результате чего более сухой климат отодвинул их леса, на смену которым пришли африканские степи и саваны. Так, одни из дриопитеков остались жить в саваннах, из-за чего около 4 млн. лет назад появился новый вид животных – Австралопитеки (рис. 5). Останки этих животных были найдены впервые на юге Африки. Внешне они очень напоминали обезьян, хотя передвигались на задних конечностях, вследствие того, что им приходилось жить в очень высокой траве. При этом передние конечности освободились, и австралопитеки могли использовать при необходимости палки или камни.

3. Человек умелый

Впоследствии этот вид вымер, но именно от него около 2 млн. лет назад появился самый первый человек – Человек умелый (рис. 6), который изготавливал те орудия труда, которыми пользовался, мог строить самые примитивные жилища, а по некоторым данным даже умел пользоваться огнем. Размер и объем мозга Человека умелого был гораздо больше, чем у Австралопитека, хотя в сравнении с современным человеком значительно меньше. Ростом Человек умелый был 1 – 1,5 м и весом 30 – 50 кг. Внешность его архаична: крупные надбровные валики, выдвинутая челюсть, слегка приплюснутый нос, но особые выпуклости черепа свидетельствуют о том, что, скорее всего, у них уже был развит центр речи. А из-за того, что гортань отличалась от гортани современного человека, речь была нечленораздельна. У Человека умелого был четко выражен половой диморфизм – самки и самцы значительно отличались. По способу питания, скорее всего, это были вегетарианцы (употребляли растительную пищу), хотя некоторые ученые полагают, что в их рацион входило также и мясо.

4. Человек прямоходящий

На смену этому виду приблизительно 1,5 млн. лет назад пришел Человек прямоходящий (рис. 7). Он был значительно крупнее Человека умелого и изготавливал, использовал более совершенные орудия труда. По мнению ученых, именно у  Человека прямоходящего начала появляться членораздельная речь. Эти люди широко распространились: покинули Африку, переселились в Европу и Азию. Именно они дали начало третьему виду людей – Человеку разумному (Homo Sapiens).

Рис. 5. (Источник)

Рис. 6. (Источник)

Рис. 7. (Источник)

5. Неандертальцы

Неандертальцы (рис. 8) появились приблизительно 200 тыс. лет назад, а назвали их так, потому что впервые останки были обнаружены возле реки Неандерталь (Германия).

Жили они главным образом в Европе, где тогда был суровый климат, поэтому неандертальцы научились использовать шкуры животных для утепления жилищ и изготовления одежды.

Охотились они на крупных животных: шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя.

6. Кроманьонцы

Кроманьонцы (рис. 9) появились около 40 тыс. лет назад. А своему названию обязаны гроту Кро-Маньон (Франция), где впервые нашли их останки.

Внешним видом они напоминают современных людей. Также имели большие и сложные орудия труда.

Кроманьонцы оставили наскальные надписи (рис. 10, 11), которые изображали сцены из их жизни.

Удивительным является тот факт, что именно этот вид людей одомашнил первых животных – собак. 

     

Рис. 8. (Источник)

     Рис. 9. (Источник)

7. Расы

Всех современных людей относят к виду – Человек разумный (Homo Sapiens). Внутри вида есть подразделения на расы (рис. 12):

1. Европеоидная (белый цвет кожи, узкое лицо, тонкие губы, цвет глаз от голубого до карего, мягкие прямые волосы).

2. Негроидная (цвет кожи черный, темные глаза, широкий нос, толстые губы, черные курчавые волосы).

3. Монголоидная (цвет кожи желтовато-смуглый, плоское широкое лицо, косой разрез глаз, черные прямые волосы).

8. Человек умелый

Расы появились, потому что человек многолетиями приспосабливался к условиям существования и как следствие, некоторые черты стали более выраженными, а некоторые – менее заметными.

Рис. 10. (Источник)

9. Петроглифы

Определение. Петроглифы (рис. 10, 11)наскальные рисунки, которые, как правило, изображают сцены охоты, реже – фигуры людей или ритуальные маски. Подобные творения доисторического искусства разбросаны по всему миру: их находят и в Казахстане, и в Сибири, и в Испании, и в Италии.

     

Рис. 11. (Источник

     Рис. 12. (Источник)

На следующем уроке мы узнаем о том, как, распространяясь по Земле и желая наладить торговые пути, человек находил новые способы исследования и познания Земли, открывал материки и целые континенты.

 

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Овчарова Е.Н. Природоведение 5. – М.: Ассоциация ХХI век.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Velvet.by (Источник).

2. 900igr.ne (Источник).

3. Антропогенез.ру (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 236, вопросы и задания для повторения темы «Растения, животные и внешняя среда». 6.

2. Расскажите о том, что вы знаете о дриопитеках.

3. Почему появились Австралопитеки?

4. *Рассмотрите любой петроглиф и придумайте историю из жизни кроманьонцев, которая могла бы быть нарисована на этом наскальном рисунке. Подготовьте доклад о том, какими красками рисовали первобытные люди.