Классы
Предметы

Как древние люди представляли себе Вселенную

На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

Тема: Вселенная

Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

1. Вселенная

Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

Определение. Вселенная – это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия,  солнечные системы, Луну – все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов – телескопов (рис. 1).

Рис. 1. (Источник)

В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

2. Представления древних индийцев

Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

  

Рис. 2. (Источник)

3. Миф древних египтян

К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

Бог земли – Геб и богиня неба – Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их.  И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца – Ра и позвал бога ветра – Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

 

Рис. 3. (Источник)

4. Воззрения древних вавилонян

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

Рис. 4. (Источник)

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или  засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

5. Взгляды древних греков

Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6)  первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая – обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

Рис. 5 Рис. 6. (Источник

 

 

Рис. 7

 

Рис. 8. (Источник)

На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

 

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. – М.: Мнемозина.

3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5. – М.: Астрель.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Clow.ru (Источник).

2. Мидгар-Сваор (Источник).

3. Kse-sseu.ucoz.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 150, задания и вопросы.  3.

2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. *Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?