Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

От Коперника до наших дней

На данном уроке мы изучим представления о Вселенной Николая Коперника. Поговорим о том, как продолжил развивать его взгляды Джордано Бруно. Также узнаем о первом ученом, применившем телескоп.

Тема: Вселенная

Урок: От Коперника до наших дней

1. Доказательство шарообразности Земли

Долгое время преобладала система мира, которую предложил Клавдий Птолемей. Но благодаря развитию мореплавания в XIV – XVI веках, изменилась карта мира. Так, Фернан Магеллан доказал, что планета шарообразная.

2. Воззрения Николая Коперника

В 1514 году польский священник Николай Коперник (рис. 1) наблюдал за Солнцем и Луной, изучал взгляды древних мыслителей и современников, а также с помощью математических расчетов выяснил, что в центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого вращается Земля и остальные планеты (рис. 2). Звезды относительно неподвижны, но из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот за 24 часа, кажется, что звезды движутся.

Рис. 1. (Источник)  Рис. 2. (Источник)

 

3. Взгляды на устройство Вселенной Джордано Бруно

Многие были сторонниками данной теории, благодаря чему она распространялась и укреплялась как новая система мира. Например, Джордано Бруно считал, что Солнце и вращающиеся вокруг него планеты – всего лишь часть безграничной Вселенной, в которой могут быть другие звездные системы, подобные Солнечной, и что на других планетах тоже могут быть какие-нибудь живые организмы. Взгляды Джордано Бруно в то время были опровергнуты, хотя многие из его догадок на сегодняшний день считаются верными.

4. Открытия Галилео Галилея

А итальянский ученый Галилео Галилей (рис. 3) был одним из первых, кто стал рассматривать небесные тела  в свой телескоп (рис. 4), который давал увеличение всего лишь в 30 раз. Но даже это позволило ему сделать множество открытий. Так, он сумел определить неровности и кратеры, находящиеся на поверхности Луны. Увидел, что у Юпитера есть спутники, что было поистине важным открытием, ведь таким образом Галилей доказал возможность существования спутников, таких как, к примеру, Луна для Земли. Также он заметил, что темные пятна на поверхности Солнца перемещаются, и сделал вывод, что Солнце вращается.

 

Рис. 3. (Источник

Рис. 4. (Источник)

5. Современный этап развития

С тех пор прошло много времени, за которое были открыты новые планеты, усовершенствованы методы исследования небесных тел, улучшена техника, которая используется в наблюдении.

6. Запуск первого спутника

Более сорока лет назад человечеству даже удалось сделать первый шаг за пределы Земли, были созданы спутники и космические ракеты. В 1957 году был запущен самый первый космический спутник в околоземное пространство, благодаря чему ученые могли вести наблюдения без искажений. Эти искажения появлялись из-за того, что атмосфера нашей планеты может задерживать излучения некоторых небесных тел, вследствие чего данные получались неточные.

7. Животные-космонавты

3 ноября 1957 года на околоземную орбиту отправился первый космический путешественник – это была собака Лайка (рис. 5). 19 августа 1960 года были отправлены собаки Белка и Стрелка (рис. 6), которые провели 24 часа на орбите, а вернулись на Землю в специальной катапультирующей капсуле.

  

Рис. 5. (Источник)

  Рис. 6. (Источник)

8. Человек на околоземной орбите

Прорывом в развитии изучения космоса был полет первого человека, который был осуществлен 12 апреля 1961 года. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (рис. 7) провел 108 минут на околоземной орбите, в течение которых было изучено, как человек ведет себя в космосе и как чувствует себя в условиях невесомости.

9. Модель Вселенной, представленная современными учеными

Проанализировав полученные данные, ученые, предлагают такую модель Вселенной: наша Солнечная система входит в состав галактики под названием «Млечный путь» (рис. 8). В свою очередь галактики образуют скопления (рис. 9) и сверхскопления (рис. 10). 

Рис. 7. (Источник)

Рис. 8. (Источник)

  

Рис. 9

 Рис. 10. (Источник)

Таким образом, если представить, что Земля – это наш космический дом, то в познании Вселенной мы сделали только шаг за порог этого дома.

На следующем уроке мы познакомимся со строением Солнечной системы.

 

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Строганов В.И., Сухова Т.С. Природоведение 5. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

3. Сивоглазов В.И., Суматохин С.В. Природоведение 5. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. 900igr.net (Источник).

2. Мидгар-Сваор (Источник).

3. Элементы большой науки (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 150, задания и вопросы. 1, 2.

2. Изложите воззрения Коперника о строении Вселенной.

3. Расскажите о первых животных, побывавших в околоземном пространстве.

4. *Представьте, что вы летите в космосе. Опишите свое состояние и увиденные картины, которые можно наблюдать через окошко иллюминатора.