Классы
Предметы

Буква Б, звук [б]

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Буква Б, звук [б]

Сегодня на уроке мы узнаем о букве Б и ее звуке, научимся узнавать в словах звук [б], научимся писать букву Б, выполним множество интересных заданий.

Введение

Буратино, барабан,

Белка, булка и банан.

Кто играет на трубе?

Наша гостья, буква «Б»!

 

Как вы узнали ранее, буквы бывают гласными и согласными. С гласным звуком [а] и его буквой мы познакомились, и вы знаете, что, когда мы произносим гласный звук, воздух выходит свободно, не встречая на пути преград. Если воздух встречает преграды, значит, произносится согласный звук. На этом занятии мы познакомимся с буквой Б и ее звуком, первой буквой алфавита с согласным звуком.

Характеристика звука [б]

При произношении звука [б] воздух встречает на пути преграду, такой звук мы не можем пропеть, этот звук согласный.

Произнесем этот звук в словах: бабочка, белка, бусы (Рис. 1).

Рис. 1. Слова

Мы услышим звонкий голос. Звук [б] звонкий. Определим, твердый или мягкий звук [б].

Сравним слова: башня, белый (Рис. 2).

Рис. 2. Слова

В одном слове звук [б] твердый, во втором звук [б´] мягкий. Буква одна и та же, а звуки разные. В этом случае нам для правильного произношения слов с Б помогут буквы-помощники, которые стоят после. Если после идут буквы Е, Ю, Ё, И, Я, то согласный звук мягкий. Если после идут буквы О, А, У, Ы, то согласный звук твердый.

Буква Б обозначает согласный, звонкий звук, который может быть и твердым, и мягким.

Упражнения

Буква Б в русском языке ведет себя активно, может встречаться в любом месте слова. Например, балерина (Рис. 3).

Рис. 3. Балерина

В начале слова слышен твердый звук [б], так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.

Слово бегун (Рис. 4).

Рис. 4. Бегун

В начале слова слышен мягкий звук [б´], так как за буквой Б идет буква Е, которая говорит о мягкости согласного звука.

Вспомним слова, в которых буква Б стоит в середине слова. Отгадайте загадку:

Мы вернулись в поздний час.

Кто в дверях встречает нас?

Кто хвостом от счастья машет

И на задних лапах пляшет…

(Е. Груданов)

Ответ: собака (Рис. 5).

Рис. 5. Собака

В середине слова слышен твердый звук [б], так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.

Рассмотрим слова с мягким [б´] в середине: кибитка (Рис. 6).

Рис. 6. Кибитка

В середине слова слышен мягкий звук [б´], так как за буквой Б идет буква И, которая говорит о мягкости согласного звука.

Рассмотрим слова с буквой б на конце.

Слово столб (Рис. 7).

Рис. 7. Столб

Пишется слово с буквой Б на конце, но, когда вы произносите слово столб, слышен звук [п]. Скоро мы узнаем, почему так происходит. Назовем слова, в которых буква Б встречается больше одного раза: бобёр, бабочка, бублик, бубен, бабушка, баобаб (Рис. 8).

Рис. 8. Слова

Отгадайте загадку, ответ подскажет буква Б:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Ответ: берёза (Рис. 9).

Рис. 9. Берёза

Посчитаем, сколько в загадке букв Б, твердых и мягких звуков [б]. В этой загадке две буквы Б, один твердый звук [б] и один мягкий звук [б´].

Печатная буква Б

Посмотрим на печатную букву Б (Рис. 10).

Рис. 10. Буква Б

У этой буквы забавное брюшко, и она похожа на бегемотика (Рис. 11).

Рис. 11. Сходство

Учимся писать заглавную и строчную прописную букву Б

Пишем строчную букву Б. Писать начинаем, как букву А. Сначала делаем овал, затем пишем дополнительный элемент, ведем прямую линию вверх и делаем плавный поворот направо (Рис. 12).

Рис. 12. Строчная буква Б

Пишем красивую заглавную букву Б. Безотрывно пишем длинную прямую линию с петлей, линия петли плавно переходит в правый полуовал. Шапочку пишем с отрывом, на середине расстояния между строчками пишем закругление, затем прямую линию (Рис. 13).

Рис. 13. Заглавная буква Б

Заключение

На занятии мы встретились с буквой Б и познакомились с её твердым и мягким звуками, разгадали несколько загадок, вспомнили слова с буквой Б в разных частях.

 

 

Домашнее задание

1. Попробуйте слепить букву Б из пластилина или нарисовать на бумаге и раскрасить.

2. Придумайте слова, в которых звук [б] был бы в начале, середине и в конце слова.

3. На что нужно обращать внимание, чтобы определить, каким будет звук [б] – мягким или твердым?

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Интернет-портал «TextoLogia.ru» 

Интернет-портал «Readik.ru»

Интернет-портал «Открытый урок»

 

Список рекомендованной литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.,: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.,: Баллас.

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука.