Классы
Предметы

Буква М, звук [м]

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Буква М, звук [м]

Сегодня на уроке мы узнаем о букве М и звуке [м], научимся узнавать в словах звук [м], писать букву М, выполним множество интересных заданий.

Введение

Слова, приведенные ниже, подскажут нам тему этого урока.

Мама

Мудрость

Мысли

Мир

На занятии мы познакомимся с буквой М и звуками, которые она передает.

Характеристика звука [м]

Произнесите слово мост, послушайте, как мы произносим звук [м] (Рис. 1).

Рис. 1. Мост

Обратите внимание на то, что при произношении во рту есть преграда для воздуха. Этот звук согласный. Слышно больше голоса, чем шума, это значит, что звук [м] – звонкий. Например: металл, греметь, огромный, мастер, Маша, Марина, Миша, Рома, Дима.

Звук [м] непарный и звонкий.

Произнесем еще раз слово мост. Звук [м] в этом слове твердый. А если послушать первый звук в слове мята, услышим, что звук [м’] – мягкий (Рис. 2).

Рис. 2. Мята

При чтении согласных букв необходимо учитывать, какие звуки идут после. Именно следующие буквы часто определяют, как читать согласный звук.

Узнаем, с кем по соседству может оказаться звук [м]. Произнесем слово малыш (Рис. 3).

Рис. 3. Малыш

Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [а]. Произнесем слово мопс (Рис. 4).

Рис. 4. Мопс

Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [о]. Произнесем слово черёмуха (Рис. 5).

Рис. 5. Черемуха

Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [у]. Произнесем слово схемы (Рис. 6).

Рис. 6. Схемы

Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [ы]. Произнесем слово ломкий (Рис. 7).

Рис. 7. Ломкий

Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [к’]. Произнесем слово камни (Рис. 8).

Рис. 8. Камни

Звук [м] в этом слове звучит твердо, после него идет звук [н’]. Произнесем слово камин (Рис. 9).

Рис. 9. Камин

Звук [м’] мягкий, после него идет звук [и]. Произнесем слово минута (Рис. 10).

Рис. 10. Минута

Звук [м’] мягкий, после него идет звук [и]. Произнесем слово медаль (Рис. 11).

Рис. 11. Медаль

Звук [м’] мягкий, после него идет звук [и]. Произнесем слово смех (Рис. 12).

Рис. 12. Смех

Звук [м’] мягкий, после него идет тоже звук [э]. Произнесем слово семья (Рис. 13).

Рис. 13. Семья

Звук [м’] в этом слове мягкий.

Нам необходимо не только читать и произносить отдельные буквы, но и обращать внимание на буквы, которые стоят после них.

Упражнения

Вспомните, какие названия зверей, рыб, насекомых начинаются на букву М (Рис. 14).

Рис. 14. Животные на букву М

Посчитайте, сколько букв М в стихотворении (Рис. 15).

Рис. 15. Стихотворение

В этом стихотворении пять букв М (Рис. 16).

Рис. 16. Ответ

Знакомство с буквой М

Познакомимся с печатной заглавной и строчной буквой М (Рис. 17).

Рис. 17. Заглавная и строчная буква

Они похожи на два горбика верблюда или на два дома (Рис. 18).

Рис. 18. Сходство

Для лучшего запоминания буквы сложите ее из пластилина, счетных палочек или других мелких предметов.

Учимся писать заглавную букву М

С некоторыми элементами прописной буквы М мы знакомились, когда изучали букву Л (Рис. 19).

Рис. 19. Прописная буква М

Заглавную букву М пишем с середины добавочной строки. Ставим точку и ведем длинную наклонную палочку вниз и немного влево. Не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем палочку влево. Следующий элемент будем писать от точки. Ведем длинную наклонную палочку вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вверх длинную наклонную палочку, останавливаемся на том уровне, с какого начинали писать первый элемент. Третий элемент начинаем от точки, где остановились в написании второго элемента. Ведем длинную наклонную палочку вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем и доводим до середины рабочей строки.

Учимся писать строчную букву М

Начинам писать чуть ниже нижней линейки, закругляем, касаемся строки, ведем линию вверх, касаемся строки, затем вниз, касаемся нижней строки, закругляем, ведем линию вверх, наклоняем и пишем черту с закруглением вниз (Рис. 20).

Рис. 20. Строчная буква М

Заключение

На занятии мы познакомились с непарным звонким твёрдым звуком [м] и его мягким вариантом [м’]. А также научились писать заглавную и строчную букву М.

 

Домашнее задание

  1. Потренируйтесь в написании буквы М. Помните о правильном наклонном положении тетради, держите правильно ручку тремя пальчиками. Во время письма не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.
  2. Рассмотрите возможные ошибки при написании буквы М, постарайтесь исправить их.
  3. Придумайте слова, в которых звук [м] был бы в начале слова, в середине и в конце.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-сайт textologia.ru (Источник)
  2. Интернет-сайт readik.ru (Источник)
  3. Интернет-сайт festival.1september.ru (Источник)